Дебют в Москве режиссера Кристины Решетняк и драматурга Ксении Осиповой. В основе спектакля небольшая талантливая пьеса: разговоры рыночных торговок о домашнем насилии выходят на новый круг, когда мы попадаем на собрание убитых женщин, среди которых и наши современницы, и героини древних мифов. Команда спектакля желает разорвать этот зловещий и замкнутый круг, и выводит спектакль к дискуссии о насилии – и вовлекает в дискуссию зрителей. Эту часть дискуссии задумала и организует важный член команды – куратор постановки, театральный критик Оксана Кушляева, а ведет – петербургская актриса Ангелина Засенцева.
Спектакль вырос из читки Фестиваля молодой драматургии, который более двадцати лет проводился театром и был для него источником новых пьес и имен. Весной 2025 года Фестиваль вернулся на сцену Театра.doc, а вместе с ним в театр возвращается молодая драматургия.
Кристина Решетняк, режиссер: «Я хочу выпустить «Рыбу», потому что меня волнует тема домашнего насилия, меня это тоже коснулось в жизни. Подобные истории — не где-то. Они здесь. В соседнем подъезде. В новостях, которые мы пропускаем. В «ой, да ладно, сами разберутся», «нормально». Но это не нормально! Это не 36 и 6. Так не должно быть. Самое страшное, что это будто неисправимо. Как будто невозможно даже представить, что может быть по-другому. А как с таким можно смиряться? Как вообще насилие может быть нормой?
Меня бесит не только насилие — а то, что к нему привыкли. Что мы смиряемся.
Я не знаю, как это исправить. Но я могу попытаться.
Я вижу спектакль в белом пространстве. Чистом, тревожном, безжалостном. Оно похоже на фотостудию, где фиксируют последнее, что осталось от человека. На этом белом фоне — только героини. Они уже мертвы. Но их голоса звучат.
И еще музыка! Музыка будет такой же неудобной, как сами истории. Живые звуки женской панк-группы “Стенгазета” — скрипы, биты, диссонанс. Ничего привычного. Ничего «красивого». Костюмы – черные ветровки с бирками... как мешки в морге. И тележки из супермаркета — наш повседневный ад.
В финале актрисы выйдут из своих ролей и честно расскажут, что думают обо всем этом. Может быть, это будет злой разговор. Но иногда злость — это единственный способ пробить стену равнодушия».
Оксана Кушляева, критик, куратор постановки: ««Рыба» меня очень пугает и одновременно завораживает. Там три женщины. Три роли. Одна — обвиняет. Другая — оправдывается. А третья... она как эхо всех тех, кого уже нет, всех убитых своими партнерами женщин. Их голоса сливаются в один тихий смиряющийся голос — и от этого становится страшно. Потому что кажется, будто круг замкнулся. Будто насилие — это ритуал, который нельзя отменить. Будто жертва обречена повторять этот путь снова и снова...Но я верю, что театр — место, где можно разорвать даже самый страшный круг. Не через обвинения. Не через жалость. А через разговор. Я в этом проекте именно для того, чтобы мы во второй части спектакля создали эту драматургию разговора, чтобы «Рыба» позволила заговорить и участникам спектакля и зрителям».
Театр.doc: «Мы – независимый театр. Большинство спектаклей в Театре.doc их создатели выпускают бесплатно или на собственные средства. Но «Рыба» – особый случай. Эта постановка – наша инициатива. И три ключевых человека в его команде живут не в Москве. Кристина Решетняк – родом из Набережных Челнов, а учится режиссуре в Калининграде. Оксана Кушляева – родом из Питера, но работает в Калининграде. Ангелина Засенцева живет и работает в Петербурге. На время создания спектакля им нужно приехать в Москву и прожить здесь месяц. Мы должны заплатить авторский гонорар Ксении Осиповой. Нужно создать декорацию для спектакля, костюмы и музыкальное оформление. Но доходов театра едва хватает на покрытие аренды двух наших площадок. Поэтому мы объявили сбор средств на «Планете». Если у вас есть возможность, поддержите создание «Рыбы». Поддержите возможность говорить в театре о важном и звучать новым, еще неизвестным голосам.
Источник: teatrdoc.ru