Авторские права на публикацию произведений И. Бродского © Фонд по управлению наследственным имуществом Иосифа Бродского, 2025 г.
Концертный зал Усадьбы Свиблово находитсяв центральном здании, рядом с Храмом Троицы Живоначальной. В интернете есть страница с историей Усадьбы и перечислением достопримечательностей, которые можно осмотреть самостоятельно. На территории есть небольшое кафе, имеется парковка около Усададьбы.
О концерте
В первом отделении прозвучит цикл "Рождество" на стихи Иосифа Бродского.
Иосиф Бродский написал двадцать три стихотворения, посвященных Рождеству и Новому году. Их обычно объединяют в один Рождественский цикл, но по времени он все-таки разделен на два периода.
Первый - ранний, советский (1961-1973 г.г.), в котором значительно меньше стихотворений, всего семь; второй – поздний, американский (1987-1995 г.г.), включающий основной корпус стихов этого уникального цикла, аналогов которому в русской поэзии не существует.
В первом много личных переживаний и эмоций Иосифа Бродского, его включенности в жизнь, в которой много горечи, одиночества и пустоты.
Во втором - от стихотворений веет холодной вечностью, в них почти нет личных эмоций, есть некая отстраненность, словно поэт смотрит на жизнь как молчаливый и посторонний наблюдатель.
В первом больше - о том, что происходит рядом с Рождеством и по его поводу, во втором - о самом Рождестве, о чуде появления Богочеловека. В ранних стихах – тоска, грусть, тягостная атмосфера, наполненная ожиданием худшего.
В поздних - повседневность уходит в тень, затухая и исчезая в событии, свершившемся в далеком Вифлееме. Тема вечности становится определяющей.
Говорят, что цикл появился в результате обсуждения с Анной Андреевной Ахматовой, как переложить библейскую историю в стихи, но так, чтобы они были не хуже пастернаковского цикла, а с другой - стала бы понятной простому человеку сама Священная история.
Но в одном из интервью Иосиф Бродский рассказывает, что цикл вырос из простой картинки "Поклонение волхвов", которую он вырезал из журнала и повесил на стенку. Он часто и подолгу смотрел на нее и однажды ему захотелось написать стихи на эту тему.
Во втором отделении прозвучит первая часть"ЗИМА" из вокального цикла "Времена года Анны Ахматовой. Любовь".
О вокальном цикле «Времена года Анны Ахматовой. Любовь» от автора музыки цикла.
Анна Андреевна Ахматов стала для многих символом Серебряного века, символом ушедшей эпохи, символом трагического периода в истории страны… О ее жизни и творчестве написаны сотни книг и тысячи литературных статей.
В творчестве Ахматовой есть стихи, посвященные любимому городу - Ленинграду, Царскому селу, поэтическое описание природы и о природе творчества, есть и знаменитый «Реквием» - плач о трагической истории политических репрессий 20-40хх годов… Но многие полюбили Ахматову по ее первым сборникам, наполненным стихами о любви. Автор музыкального цикла выбрал именно эту тему в ее поэзии.
Биография Ахматовой полна романтических и трагических событий, и она тесно переплетена с именами поэтической богемы ХХ века. Восхищенные ее красотой и величием поэзии десятки художников писали ее портреты, на ее стихи писали романсы и песни Сергей Прокофьев, Лурье, Сергей Слонимский, Андрей Петров и Микаэл Таривердиев и еще многие композиторы... А в числе поклонников были известные современники: Николай Гумилев, Амадео Модильяни, Александр Блок, Борис Анреп, Николай Недоброво, Осип Мандельштам, Николай Пунин и Владимир Шилейко и другие известные персонажи русской культуры.
Безусловно, для лучшего понимания творчества поэта имеет огромное значение ее личная жизнь. И конечно, основным источником ее поэтической любовной лирики стали личные переживания о состоявшейся или разрушенной любви.
Ее подруга Валерия Срезневская, знавшая Ахматову со времен Царскосельской гимназии, утверждала, что за каждым ее стихотворением есть конкретный персонаж. Как бы подтверждая это, сама Ахматова написала в одном из стихотворений: «…одной любовью меньше стало, одною песней больше будет…». Да, личные переживания поэтессы были первопричиной строк, полных любви, нежности и красоты. Но так ли всегда точно можно связывать каждое стихотворение с одним человеком? Чем больше новых сведений открывают литературоведы, тем сложнее привязать каждое стихотворение к какому-то одному персонажу ее биографии. Тем более, что сама Анна Андреевна иногда меняла датировки и посвящения своих стихов, уничтожила немало писем и личных дневников...Вот и появляются все чаще противоположные мнения у серьезных исследователей ее творчества.
Несомненно то, что датировка стихов дает возможность искать связь с теми ее возлюбленными, которые к моменту написания строк были с ней тесно связаны (по воспоминаниям современников или участников событий, личным дневникам).
Трудно представить, что глубокие раны, оставленные в душе поэта ранее, не отзовутся в поэтической строке даже через много лет после бурных событий. Накопленный и переосмысленный багаж ярких личных переживаний может дать творческий толчок не сразу, а спустя годы. А для нас главное - нам подарена радость читать ее изумительную поэзию.
Этот вокальный цикл называется «Времена года Анны Ахматовой. Любовь». Для него композитором были отобраны в основном, ранние стихотворения, связанные с любовными переживаниями поэтессы, окрашенные в цвета разных времен года. 1907-1917гг.
В Часть первую - «Зима», которая сегодня прозвучит, вошли стихотворения «После ветра и мороза было…» 1914г., «По твердому гребню сугроба…» 1917г. (вероятнее всего можно связать с именем Бориса Арепа). Стихотворение «Снегурка» 1911г., (по дате написания этих стихотворений можно предположить, что героями переживаний поэтессы могли быть даже Голенищев-Кутузов - первая серьезная влюбленность Ахматовой (1905г. по воспоминания современников). Но есть мнение, что оно навеяно любовными отношениями с Модильяни. Возможно, например, если исправить умышленную ошибку Ахматовой во времени года, заменив пару слов в стихотворении. и почитать стихи этого периода, то это покажется очевидным. Стихотворение «За узором дымных окон…»1913г. вероятнее всего связано по времени написания с Гумилевым или Анрепом.
В завершении концерта будут также исполнены романсы на стихи Марии Петровых, Николая Гумилева, а также новогодние песни на стихи Владлена и Евгении Дубровин.
Об исполнителях.
Мацак Дарья Владимировна, Меццо-сопрано
Образование:
2016-2020 РАМ им. Гнесиных. Вокальный факультет. Кафедра сольного пения (под рук. А. А. Науменко). Класс профессора Е.В. Стародубровской. Бакалавриат.
2020-2022 РГК им. Рахманинова. Вокальный факультет. Кафедра сольного пения. Класс зав. Кафедрой Н.О. Петровы. Магистратура.
2022-2024 Центр оперного пения им. Галины Вишневской.
Класс М. Ф. Касрашвили.
Дополнительное образование:
2023 Мастер-классы Михаил Сабелев
2022 Образовательно-творческий проект «Оперный класс» «Школа мастерства русской песни»
2022 Мастер-класс Алексея Верещагина
2021-2022 Мастер-классы Марины Мещеряковой
2020 Мастер-классы Ильдара Абдразакова
2019 Вокальная стажировка в Италии
2017 Театральный институт им. Бориса Щукина. Подготовительные курсы «Актёрское мастерство»
2013 The Ingenium Academy International Summer School for Music. Winchester, England
2013 Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина. Зимние курсы «Актерское мастерство»
Регалии:
2020 Гран-при «Мировые таланты»
2021 Лауреат 3 степени «Крымская весна»
2022 Лауреат 3 степени «World music heritage»
Партии: Ольга (П. И. Чайковский «Евгений Онегин»); Любаша (Н. А. Римский-Корсаков «Царская невеста»); Старая Цыганка (С. В. Рахманинов «Алеко»); Наташа («Старший сын»)
Концертная деятельность: Участница телевизионных шоу телеканала «Культура» «Романтика романса», участница концертов на известных концертных площадках страны.
Максим Грунин, Бас-баритон
Лауреат всероссийских и международных конкурсов “Камертон Competition” (2021) 1 премия; «World music heritage. Young talent» (2021) 3 премия и др.
Солист центра Оперного пения им. Г. П. Вишневской (2022-2024 г.г.)
Выступает на различных площадках России и мира
Артур Юдин, фортепиано
«У восхищённых слушателей возникало удивительное чувство от встречи с высоким искусством и напрашивался вопрос: а что же и как будет играть Артур на последних курсах и после окончания консерватории?» (из газеты «Угличанин» №45 (651) от 13.11.2019 года). Становление молодого пианиста произошло в стенах ДМШ г. Углич, где он впитал традиции фортепианной школы Я. Флиера и Н. Аязян, обучаясь в классе Холмовской Л. В. Мастер-классы с известным ярославским педагогом, учеником М. Челищевой Баженовым А. С. и доцентом МГК им. П.И. Чайковского Главатских С. А. помогли в правильном развитии и формировании традиций русской фортепианной школы.
Биография.
В настоящее время Артур Юдин – ассистент-стажёр МГК имени П.И. Чайковского.
В 2019 году Артур Юдин с отличием окончил МГКМИ им. Ф. Шопена у доцента Чефанова Д. В. и поступил в МГК имени П.И. Чайковского. В настоящее время Артур – ассистент-стажёр Московской консерватории. Его педагог Д.В. Чефанов отмечает у Артура тщательное погружение в любое музыкальное произведение, стратегическое мышление при выстраивании драматургии, бережное и трепетное отношение к звукоизвлечению, особому музыкантскому чутью в интерпретации произведений русских и советских композиторов, внимательное отношение к авторскому тексту.
Артур является лауреатом Международных, Всероссийских, областных и региональных конкурсов: Первый Международный конкурс молодых музыкантов-исполнителей «Территория творчества» (лауреат I степени и два спецприза), Всероссийский конкурс «Территория первых» (лауреат I степени), Четвёртый Ярославский областной открытый конкурс пианистов им. А. Д. Львовой (Лауреат I степени), Пятый международный конкурс молодых пианистов А. Наседкина (Дипломант) и другие.
Во время обучения в МГК имени П.И. Чайковского Артур приобрёл большой исполнительский опыт, выступая на таких значимых сценах, как Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории, Малый зал РАМ им. Гнесиных, а также зал им. Н. Я. Мясковского. Он постоянно принимает участие в концертах, выступая как сольно, так и в составе камерного и камерно-вокального ансамбля. На счету молодого музыканта выступления на таких значимых концертных площадках как Московская Государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова, Галерея искусств Niko, Центральный дом учёных, Галерея искусств З. Церетели, Концертный зал «Оркестрион», Генеральное консульство Российской Федерации в г. Страсбург, Концертный зал Musée Würth France Erstein в г. Эрштайн (Франция), Концертный зал Münsterhof в г. Страсбург, Ярославская государственная филармония и др.
Артур – постоянный участник Международного фестиваля International Musical Friendship: Елгава (Латвия, 2018), Кремона (Италия, 2017), Углич (Россия, 2016), Кжижова (Польша, 2015), Лимбург-на-Лане (Германия, 2014).
В концертную программу выступлений пианист включает преимущественно сочинения композиторов эпохи романтизма: этюды, скерцо и баллады Ф. Шопена, Фантазия Р. Шумана, этюды и фортепианные транскрипции Ф. Листа. Основное место в репертуаре занимают произведения С. Рахманинова (Первый и Третий фортепианные концерты, прелюдии, этюды-картины), пьесы П.И. Чайковского. Для Артура важная задача – исполнение и популяризация малоизвестных сочинений русской музыки (к примеру, Вторая фортепианная соната Д. Кабалевского, произведения С. Танеева и др.). Не так часто, но можно увидеть на афишах его концертов сонаты композиторов-классиков (Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена), а также сочинения современных авторов (И. Соколова, В. Дубровина).
Артур Юдин – замечательный ансамблист, который внимательно и деликатно относится к творческим предложениям партнёров, а на сцене максимально быстро почувствовать и подхватить певца (или инструменталиста), также подаёт инициативу, проявляет основательность, ум при выстраивании драматургии. Он выступает преимущественно в камерно-вокальных ансамблях. В настоящее время его партнёры: Анна Дьячковская – солистка Якутского театра оперы и балета им. Суорун Омоллоона, заслуженная артистка РФ, Республики Саха (Якутия); Оксана Корниевская – солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Лауреат VII Национальной оперной премии «Онегин». В 2022 году сотрудничал с приглашёнными солистами Большого Театра: Владимир Байков (бас-баритон) и Мария Горелова (сопрано); солистами Оперного театра Московской консерватории: Ольга Полторацкая (сопрано) и Анна Викторова (меццо-сопрано).
На кафедре камерного ансамбля под руководством профессора Красотиной И. В. выступал в различных духовых ансамблях. Партнёры в камерном музицировании: Анастасия Красноложкина (гобой), Алёна Верина (гобой), Иван Мовчан (кларнет), Роман Кузин (кларнет), Александр Болдырь (валторна), Максимилиан Катенин (фагот), Мария Артамонова (фагот). В репертуаре – квинтет В. А. Моцарта, трио Ф. Пуленка, дивертисмент А. Русселя и др. YouTube: https://www.youtube.com/@ArtYudin28
Валентин Мурашкин
Валентин Артемович Мурашкин родился 5 мая 1997 года в Москве в семье потомственных музыкантов. Заниматься на виолончели начал с 5-ти лет под руководством Наталии Юрьевны Флоровской, в музыкальной школе им. Мурадели, бывшей виолончельной музыкальной школы. За годы учения в музыкальной школе стал лауреатом детского конкурса им. Ростроповича(2008), детского конкурса "Московские звёздочки"(2007). В 2011- 2012 г.г. учился у Андреаса Пётцельбергера в Университете А. Брукнера Линц (Австрия) и у Стефана Попова (Болгария). В 2013 году поступил в МССМШ (колледж) им. Гнесиных (класс Натальи Юрьевны Заварзиной). В 2017 году окончил колледж с отличием и поступил в Академию музыки им. Гнесиных в класс В. В. Провотаря, В 2018г. Перевёлся в РГСАИ в класс профессора, заслуженного артиста России Льва Борисовича Евграфова (Л.Б. Евграфов - ученик М.Л. Ростроповича и Д. Б. Любкина), закончил Академию с красным дипломом и поступил в ассистентуру РГСАИ, (педагог, ученик Л.Б. Евграфова, Тимур Колодяжный, педагог по камерному ансамблю - В. В. Калицкий, педагог по струнному квартету М. А. Готсдинер). Сейчас преподаватель в ДШИ им. Р. Глиэра. Лауреат международных конкурсов: «Musica Classika», «Наследие», «Concerto Virtuoso», «Призвание музыкант», «Con fuoco»















Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.