Действующие лица: Алеко — Ильдар Абдразаков, бас; Молодой цыган — дополнительно. Старик (отец Земфиры) — Алексей Тихомиров, бас; Земфира — дополнительно. Старая цыганка — Юлия Шаварина, меццо-сопрано. Хор Государственной академической капеллы имени А. А. Юрлова. Художественный руководитель и главный дирижёр — Геннадий Дмитряк. Московский государственный симфонический оркестр. Дирижёр — Иван Рудин. Севастопольский государственный театр оперы и балета: Режиссёр-постановщик — Ильдар Абдразаков; Режиссёр-ассистент — Ляйсан Сафаргулова. Режиссёр, ведущий спектакль — Екатерина Долян. Созданная в 1892 году 19-летним композитором опера «Алеко», стала его дипломной выпускной работой в Московской консерватории и сразу же заслужила общественное признание. Написанная по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Цыганы», она повествует о конфликтах любовного треугольника между красавицей-цыганкой Земфирой, пылким, жаждущим приключений юношей Алеко, который расстался с семьёй, покинул родные места из-за любви к избраннице, и молодым цыганом, очарованным девушкой. Шедевр Рахманинова «Алеко» держит внимание зрителя в постоянном напряжении. Гордому и независимому нраву Земфиры противопоставляется облик ревностного Алеко. Сюжет поэмы Пушкина «Цыганы» оказался близким композитору и смог сразу же зажечь его творческое воображение. Мучительные переживания одинокого, чуждого окружающей его среде героя, романтичность общего колорита действия, сочетание напряжённого драматизма с поэтическими жанровыми сценами — всё это захватило девятнадцатилетнего Рахманинова и вызвало у него ту горячую, страстную увлечённость, которая ощущается в музыке всей оперы. Лейтмотив — конфликт между вольнолюбивым табором цыган и одиноким эгоистом Алеко, который приносит в жизнь цыган несчастье и становится изгоем. Он ищет тепла, ласки, сердечности, но оказывается обманутым и разочарованным в своих надеждах. В «Алеко» цыганский фольклор нашёл яркое воплощение: хоровые сцены, арии и дуэты контрастируют с динамичными яркими оркестровыми эпизодами, включая стремительную мужскую пляску, в которой Рахманинов использовал тему популярного в то время цыганского романса «Перстенёк». Музыка оперы отличается яркой мелодикой и пышной оркестровкой, создавая глубокий и эмоциональный контекст восприятия.