7 июня в 16:00 — дискуссия «Визуальные аттракционы в кино»
Спикеры: куратор Сергей Хачатуров.
Модератор: основатель и генеральный продюсер издания DREAMCAST Трифон Бебутов
Винтажный зал
Продолжает публичную программу выставки «Границы видимости» встреча «Визуальные аттракционы в кино» совместно с изданием DREAMCAST. На встрече эксперты из области кино обсудят великие киноаттракционы.
Понятие «аттракцион» в кинематографе ввел советский режиссер и теоретик кино Сергей Эйзенштейн в 1920-х годах, разработав теорию «монтажа аттракционов», где аттракцион — это сильный эмоциональный или шоковый момент, воздействующий на зрителя. Как технически создается аттракцион, какие оптические иллюзии при его создании используют кинематографисты: смена ракурсов, освещение, специальная постановка кадров. Как кинематограф использует свойства человеческого зрения, создавая иллюзии. Почему мы верим в реальность того, что видим на экране, и как режиссер заставляет нас переживать нужные эмоции и многое другое обсудим вместе с основателем и генеральным продюсером издания DREAMCAST Трифоном Бебутовым и куратором выставки «Границы видимости» Сергеем Хачатуровым.
О спикерах
Сергей Хачатуров, куратор выставки «Границы видимости», историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии имени А.М. Родченко, школы-студии МХАТ, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Автор выставочных программ: трилогия «Уленшпигель» (МАММ, ЕКАртБюро, VLADEY), серия выставок ЦТИ Фабрика («Рабочее движение», «ПроЯвление», «Энергия ожидания», Et in Arcadia ego, «Нотация»). Автор программы выставок интернет-ресурса РОМАН ГОТИЧЕСКОГО ВКУСА в ГМЗ Царицыно: «Ожившая пьеса императрицы», «Призрак рыЦАРЬ», «Гипноз Пространства», «Косморама XVIII», «Птичий концерт», «Одоевский». Куратор выставок: «Вертограды Шварцмана», «Гросицкий. Вещность», «Машинерия зрелищ», JART (Владимир Карташов. Невинные шалости. Технорококо, «Уроборос») в ММОМА.
Трифон Бебутов, основатель и генеральный продюсер издания DREAMCAST, медиаменеджер, автор документальных фильмов, журналист. В прошлом — главный редактор журнала «Правила жизни», журнала «Афиша Daily», директор по контенту «Афиши». В разные годы сотрудничал в качестве диджитал-продюсера с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», принимал участие в качестве спикера и эксперта на «Российской креативной неделе», «Московском урбанистическом форуме», «Петербургском международном экономическом форуме» и др.
_____________________________________________________________________
19 июня в 19:30 — дискуссия «Картина в картине»
Спикеры: арт-критик Юлия Тихомирова, художник Егор Кошелев, художник Иван Репкин.
Модератор: куратор Сергей Хачатуров.
Винтажный зал
Следующая встреча публичной программы выставки «Границы видимости» Продолжает публичную программу выставки «Границы видимости» дискуссия «Картина в картине». На встрече участники обратятся к феномену послеобраза в искусстве и философии, исследуя, как эти пограничные визуальные явления становятся ключами к пониманию целого произведения.
Послеобраз — это феномен, возникающий в искусстве и восприятии, когда изображение или его элементы, даже исчезнув из непосредственного поля зрения, продолжают существовать в измененной или искаженной форме, подобно оптическому следу после длительной зрительной фиксации на объекте.
Как художники работают с этим феноменом, превращая его в часть своего творческого метода? Какие философские и художественные смыслы скрываются за «картиной в картине» — тем, что остается за границами первого взгляда?
В первой части встречи арт-критик Юлия Тихомирова представит свое эссе на тему послеобраза, а во второй части вместе с гостями дискуссии мы подробно обсудим, как послеобразы влияют на наше восприятие искусства, почему они становятся мостом между видимым и невидимым, а также как современные художники используют их в своих работах. Спикеры: художник Егор Кошелев, арт-критик Юлия Тихомирова, художник Иван Репкин, модератор — куратор выставки «Границы видимости» Сергей Хачатуров.
О спикерах
Юлия Тихомирова, художественный критик, историк искусства, куратор. Постоянный автор изданий «Артгид» и «Диалог искусств». Автор статей в «Художественном журнале», в журнале «Флаги», газете «Коммерсантъ» и других.
Егор Кошелев, художник, кандидат наук по искусствоведению.
Окончил Академию им. С.Г. Строганова (отделение монументальной живописи), а в 2006 году, защитив диссертацию о Тинторетто, получил кандидатскую степень по искусствоведению. После выпуска из Академии Егор Кошелев участвовал в ежегодных выставках проекта «Мастерская» в Московском музее современного искусства, где был замечен и приглашен к сотрудничеству галеристом Владимиром Овчаренко.
В ранний период (2006–2010) художник переосмысляет эстетику граффити и академической традиции («Верные друзья», 2005; «Русь», 2007; «Осанна», 2007; «Гештальт», 2009 и др.). Он кристаллизует форму, использует флюоресцентные краски и намеренно сталкивает «высокое» и «низкое» в своих произведениях. Этот круг работ был объединен в первой персональной выставке «Странные теги» (2008) и последовавшей за ней «Фобии» (2009).
В начале 2010-х Егор Кошелев переходит к более мягкой моделировке формы, реже использует граффити шрифты. Он продолжает играть с цитатами из классического и современного искусства, массовой культуры, сочиняя искусствоведческие ребусы и послания на злобу дня. Последнее десятилетие Кошелев много работает с проблемой места художника в мире — как через теоретические работы, так и конструируя целые резиденции воображаемых творцов (проект «Палаццо Кошелев», 2017).
Лауреат премии Strabag Kunstforum (2012). Работы в коллекциях ММОМА, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея-заповедника Царицыно.
Иван Репкин, архитектор, художник, скульптор.
Выпускник МАрхИ. Участник 11 сезона Открытых студий Винзавода.
Работает с такими медиа, как живопись, скульптура, графика, инсталляция. В своей практике обращается к темам личных переживаний, внутренних зажимов и рефлексии внешних событий. Комбинируя разные медиа, предпринимает попытку исследования и проработки неразрешенных внутренних конфликтов, страхов и переживаний через фиксирование их в художественной форме.
Архитектор ряда выставочных проектов, художественных проектов и инсталляций.
Сергей Хачатуров, куратор выставки «Границы видимости», историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии имени А.М. Родченко, школы-студии МХАТ, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Автор выставочных программ: трилогия «Уленшпигель» (МАММ, ЕКАртБюро, VLADEY), серия выставок ЦТИ Фабрика («Рабочее движение», «ПроЯвление», «Энергия ожидания», Et in Arcadia ego, «Нотация»). Автор программы выставок интернет-ресурса РОМАН ГОТИЧЕСКОГО ВКУСА в ГМЗ Царицыно: «Ожившая пьеса императрицы», «Призрак рыЦАРЬ», «Гипноз Пространства», «Косморама XVIII», «Птичий концерт», «Одоевский». Куратор выставок: «Вертограды Шварцмана», «Гросицкий. Вещность», «Машинерия зрелищ», JART (Владимир Карташов. Невинные шалости. Технорококо, «Уроборос») в ММОМА.
________________________________________________________________________
21 июня в 16:00 — дискуссия «Галлюцинации и искусство: когда мозг рисует вместо глаз»
Спикеры: офтальмолог Андрей Демчинский, художник Платон Инфанте, куратор Сергей Хачатуров.
Винтажный зал
Продолжает публичную программу выставки «Границы видимости» дискуссия «Галлюцинации и искусство: когда мозг рисует вместо глаз».
Во время дискуссии поговорим о разных состояниях, когда человек теряет контроль над сознанием: мигрени с аурой, синдром Шарля Бонне — феномен, при котором люди с потерей зрения видят сложные галлюцинаторные образы, порой неотличимые от художественных видений, наркотические галлюцинации. Вспомним как сюрреалисты использовали измененные состояния — от гипноза до сна — для создания произведений, выходящих за рамки привычных плоскостей.
Вместе с офтальмологом Андреем Демчинским, художником Платоном Инфанте и куратором выставки «Границы видимости» Сергеем Хачатуровым обсудим, миф ли то, что искаженное восприятие рождает новые визуальные языки и что утрата контроля над сознанием становится источником вдохновения.
О спикерах
Андрей Демчинский, офтальмолог, кандидат медицинских наук, разработчик.
В прошлом — практикующий врач-офтальмолог. Автор VR-симуляторов для симуляции болезней глаз (SMW VR, SeeMyWorld, SMW Pro), бионического зрения для обучения и помощи в тифлокомментировании (SMW Tiflo) и слабовидящим (SMW Patch). Курировал три проекта по офтальмогенетике и организацию установки первых в стране операций по установке имплантов Argus II.
Работал над проектом по разработке голографических контактных линз (разработка концепции искусственного глаза, анализ зрительного восприятия, фундаментальная оценка безопасности голографических лазеров для сетчатки).
Генеральный директор стартапа NOE — проект, занимающийся разработкой медицинских VR/AR симуляторов для обучения диагностике и микрохирургии, а также диагностического оборудования с ИИ-ассистентами.
Руководитель научной группы в ImderiusGroup — исследовательском проекте по разработке технологии VR с прямой стимуляцией мозга (концепция полного погружения в метавселенные, интернет чувств).
Сооснователь технологической MedTech компании «Нейроимпланты Элвис». Директор проекта ELVIS V. Президент Ассоциации врачей-офтальмологов и разработчиков инновационных технологий «АСПЕКТУМ», эксперт в MedTech акселераторе Сеченовского университета «Sechenov Tech».
Платон Инфанте, художник.
Родился в Москве в семье художников с испанскими корнями.После классического художественного образования в Московском академическом художественном лицее при Российской академии художеств, увлёкся кинематографом и окончил ВГИК как режиссёр кино и мультимедиа.
В 1996 году основал арт-группу «Homourban» и начал участвовать в выставках современного искусства.
С 2010 года главная сфера его художественных интересов — пространство между природным и виртуальным мирами. В поисках многомерности он создаёт инсталляции и объекты, которые выставляются на групповых и персональных выставках современного искусства в Европе. Работы приобретены частными коллекционерами, государственными галереями и музеями.
Сергей Хачатуров, куратор выставки «Границы видимости», историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии имени А.М. Родченко, школы-студии МХАТ, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Автор выставочных программ: трилогия «Уленшпигель» (МАММ, ЕКАртБюро, VLADEY), серия выставок ЦТИ Фабрика («Рабочее движение», «ПроЯвление», «Энергия ожидания», Et in Arcadia ego, «Нотация»). Автор программы выставок интернет-ресурса РОМАН ГОТИЧЕСКОГО ВКУСА в ГМЗ Царицыно: «Ожившая пьеса императрицы», «Призрак рыЦАРЬ», «Гипноз Пространства», «Косморама XVIII», «Птичий концерт», «Одоевский». Куратор выставок: «Вертограды Шварцмана», «Гросицкий. Вещность», «Машинерия зрелищ», JART (Владимир Карташов. Невинные шалости. Технорококо, «Уроборос») в ММОМА.
_____________________________________________________________________
28 июня в 16:00 — дискуссия «Что видит мозг?»
Спикеры: академик Российской академии образования и доктор психологических наук Татьяна Тихомирова, офтальмолог Оксана Агеенкова, театровед, театральный критик Кристина Матвиенко
Модератор: куратор Сергей Хачатуров
Винтажный зал
Завершает публичную программу выставки «Границы видимости» дискуссия «Что видит мозг?».
Встреча объединит экспертов из разных областей знаний, чтобы исследовать загадки человеческого восприятия. В первой части встречи академик Российской академии образования и доктор психологических наук Татьяна Тихомирова сделает доклад о том, как человек с точки зрения психологии воспринимает множество объектов, как визуальные параметры объектов (размер, форма, цвет, расположение) влияют на точность восприятия множеств, выявляя ключевые закономерности и когнитивные механизмы через психологические эксперименты и художественные примеры.
Во второй части встречи участники дискуссии офтальмолог Оксана Агеенкова, театровед, театральный критик Кристина Матвиенко вместе с модератором дискуссии куратором Сергеем Хачатуровым обсудят, как наш мозг конструирует реальность, какие физиологические и психологические механизмы лежат в основе зрения и почему люди с одинаковыми глазами могут видеть мир по-разному. Разговор коснётся не только биологических аспектов, но и культурных фильтров, влияющих на наше восприятие — от индивидуального опыта до коллективных представлений об искусстве. Спикеры рассмотрят, где проходит граница между объективной реальностью и субъективным видением, и как художники играют с этими границами в своих работах.
О спикерах
Татьяна Тихомирова, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования.
Работает в должности ведущего научного сотрудника Психологического института Российской академии образования и является научным руководителем Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования.
Татьяна Тихомирова – автор более 200 публикаций в мировых научных изданиях в области психологии развития, психологии индивидуальных различий, когнитивной психологии и психологии образования. Исследовательское внимание Татьяны Тихомировой сфокусировано на анализе траекторий когнитивного развития по важнейшим для успешного обучения признакам – скорости обработки информации, зрительно-пространственной рабочей памяти, способности к оперированию множествами в виде объектов и чисел.
Оксана Агеенкова, врач-офтальмолог.
Руководитель отделения офтальмологии «GMS clinic and hospital».
Специализируется на офтальмоонкологии, нейроофтальмологии. Консультирует детей и взрослых с особенностями развития. Эксперт благотворительного фонда «Дорога жизни».
Кристина Матвиенко, театровед, театральный критик.
Кандидат искусствоведения. Была арт-директором фестиваля «Новая драма» и проекта «Новая пьеса» в рамках фестиваля «Золотая Маска», членом экспертного совета фестиваля «Золотая Маска», куратором программы Russian Case-2018 фестиваля «Золотая Маска». Руководила вместе с Еленой Ковальской магистратурой «Социальный театр» ГИТИС (2020 - 2024).
С 2024 — мастер первого театроведческого набора калининградского филиала РГИСИ. Заместитель руководителя отдела внешних коммуникаций и развития Электротеатра Станиславский.
Сергей Хачатуров, куратор выставки «Границы видимости», историк искусства, кандида искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии имени А.М. Родченко, школы-студии МХАТ, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Автор выставочных программ: трилогия «Уленшпигель» (МАММ, ЕКАртБюро, VLADEY), серия выставок ЦТИ Фабрика («Рабочее движение», «ПроЯвление», «Энергия ожидания», Et in Arcadia ego, «Нотация»). Автор программы выставок интернет-ресурса РОМАН ГОТИЧЕСКОГО ВКУСА в ГМЗ Царицыно: «Ожившая пьеса императрицы», «Призрак рыЦАРЬ», «Гипноз Пространства», «Косморама XVIII», «Птичий концерт», «Одоевский». Куратор выставок: «Вертограды Шварцмана», «Гросицкий. Вещность», «Машинерия зрелищ», JART (Владимир Карташов. Невинные шалости. Технорококо, «Уроборос») в ММОМА.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.