Три последние фортепианные сонаты Бетховена как пролог к новой музыке. Расшатывая общепринятые нормы музыкального языка, которые сложились к началу XIX века, в своих последних сонатах для фортепиано Людвиг ван Бетховен фиксирует распад классической формы и одновременно распахивает дверь в искусство нового времени. «Меня никогда не покидало ощущение, что я присутствую при самом акте рождения музыки», — говорил о них великий пианист Генрих Нейгауз. Вместе с поздними струнными квартетами последние сонаты становятся полем для изощрённых опытов со звуковой материей, которые будут по-настоящему оценены лишь в эпоху модернизма. Своё время опережали и тонально-мелодические открытия триптиха, и его неслыханная для 1820-х диссонантность, и буквально раздирающие музыкальную ткань контрасты, и усложнённый ритмический рисунок — неслучайно первая часть Тридцатой сонаты напомнила музыковеду Ларисе Кириллиной «своеобразную двоящуюся перспективу, подобную лицу, данному сразу в нескольких ракурсах на кубистическом полотне Пикассо». Трактовка инструмента в поздних сонатах Бетховена прямо предвосхищает фортепианное письмо ХХ века, стиль Александра Скрябина и Оливье Мессиана: вибрирующая фактура, пронизанная мерцающим светом, поэтика призвуков и обертонов, разреженная атмосфера горных вершин, музыка постепенного торжества духа над материей. В финале Тридцать второй сонаты композитор соединяет сверхвысокие и сверхнизкие регистры фортепиано при зияющей пустоте среднего — в полном соответствии с образным миром всего триптиха, устремленного к метафизике, к надбытийному. Последние сонаты Бетховен сочинял параллельно с работой над «Торжественной мессой»: сквозь их страницы явственно просвечивает философско-религиозное содержание, требующее от исполнителя одновременно экстатического растворения и предельной сосредоточенности. Юрий Фаворин (р. 1986, Москва) — окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского, совершенствовался там же у Михаила Воскресенского и в Университете Моцартеум в Зальцбурге у Жака Рувье. Выступает с сольными концертами и в ансамбле с ведущими симфоническими и камерными оркестрами России, Европы, Японии. Совместно с композитором Алексеем Сысоевым и перкуссионистом Дмитрием Щелкиным организовал ансамбль свободной импровизационной музыки Error 404. Ярослав Тимофеев (р. 1988, Великий Новгород) — музыковед, ведущий концертов, лектор. Выпускник Московской государственной консерватории им. Чайковского. Главный редактор журнала «Музыкальная академия». С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/2018 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/2019 стал постоянным соавтором и ведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/2022 — автор и ведущий цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/2023 — автор и ведущий цикла «Весь Стравинский». С 2017 года — участник инди-группы OQJAV (фортепиано). Программа: Людвиг ван Бетховен (1770–1827) — Соната № 30 ми мажор, соч. 109 (1820) Vivace Ma Non Troppo; Prestissimo; Gesangvoll, Mit Innigster Empfindung. Andante Molto Cantabile ed Espressivo; Соната № 31 ля-бемоль мажор, соч. 110 (1821) Moderato Cantabile Molto Espressivo; Allegro Molto; Adagio, Ma Non troppo — Fuga. Allegro, Ma Non Troppo; Соната № 32 до минор, соч. 111 (1821–1822) Maestoso — Allegro Con Brio ed Appassionato; Arietta. Adagio Molto Semplice e Cantabile.