Выставка посвящена великой Фаине Георгиевне Раневской — «Королеве эпизода», как её называли, которая и сегодня является символом эпохи, человеком-мемом, актрисой, «застрявшей» в сознании людей. Выставка-воспоминание о легендарной актрисе, которая говорила: «Актёр — не профессия, а диагноз... Я не признаю слова «играть». Пусть играют дети. Пусть музыканты играют. Актёр на сцене должен жить!». «Сегодня Раневская — символ эпохи. Её высказывания делают её человеком-мемом, человеком, застрявшим в сознании людей. Сложно назвать её звездой экрана, но каждую роль она делала неповторимой и запоминающейся. Цитаты из фильмов «Золушка», «Весна», «Свадьба», «Слон и веревочка» в XXI веке живут собственной жизнью. Фаина Раневская «Королева эпизода» в пантеоне больших актрис второго плана Татьяны Пельтцер, Рины Зеленой, Марии Скворцовой, Любови Соколовой,» — так представляет кураторская группа выставку. Фаина Георгиевна была непростым человеком, жёстким и нетерпимым для одних, трогательным и душевным для других, чувствительным и трепетным для близких и друзей. Она была счастлива, что родилась в Таганроге, хотя 60 лет прожила в Москве: «Родина — это то, главное, что создаёт твою личность,» — говорила актриса. Она «дышала Пушкиным» и воображала, что он был и остается спутником её жизни. «Мои любимые роли — в пьесах Чехова. Переиграла почти во всех — конечно, то, что могла». Раневская «переспала» почти со всеми столичными театрами, всё искала «святое искусство», которое в итоге обнаружила в Третьяковской галерее. Она играла «негодяек», потому что ей было интересно «показывать то, что во мне самой отсутствует». Она любила собак и прекрасно рисовала, не считая при этом, что обладает талантом. А говорить об актрисе нужно её цитатами и письмами, в них — её честный и непредвзятый портрет. Сценография выставки выстроена вокруг актрисы. Одинокая фигура Фаины Раневской находится в фойе, которое вдруг стало смысловым центром её жизни «дом, театр, кино». Основу экспозиции составляет реконструкция гостиной в квартире на Большом Палашевском переулке, в которой Фаина Раневская прожила последние годы своей жизни. В её доме не было роскошных вещей, самыми ценными считала хозяйка портреты и фотографии дорогих её сердцу людей. Зрители увидят личные вещи актрисы, предоставленные из фондов Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника (впервые экспонируются в Москве): оригинальный гримёрный стол, стул, лампу и телефон, очки и кофейную чашку, членский билет Московского городского общества любителей собаководства и текст роли Филициаты в пьесе Островского «Правда хорошо, а счастье лучше», на кресле небрежно брошенный шарф Люси Купер из спектакля Тетра Моссовета «Дальше — тишина», на импровизированной стене — фотографии актрисы, её друзей и собак (актриса их очень любила), её личные рисунки и пейзажи. В «доме» можно услышать восстановленный с применением искусственного интеллекта голос Фаины Раневской, которым она читает личные письма и записки (из коллекции Музея МХАТ и Таганрогского музея-заповедника), почувствовать запах её французских духов. На больших экранах — интервью Фаины Георгиевны перекликаются с её сценическими и кинематографическими образами. Кураторы выставки выстроили фрагменты так, чтобы погрузить гостей выставки в «разговор наедине с собой». В мультимедийной части — история жизни актрисы, рассказ о её друзьях и близких с цитатами и цифровыми копиями очень личных писем (из фондов РГАЛИ): Татьяне Пельтцер, Ростиславу Плятту, Татьяне Лиозновой. С помощью нейросетей кураторы выставки «оживили» трогательные, полные любви письма Фаины Георгиевны. Специальный раздел посвящён неслучившейся роли Ефросиньи Старицкой в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Посетители увидят фотопробы Фаины Георгиевны и её смелые послания к режиссёру: «Может быть вы меня «отлучили от ложа, стола и пробы? Будет мне очень это горестно, так как я люблю вас, Грозного и Ефросинью». На отдельном экране представлена коллекция живописи и графики актрисы «Я не умею рисовать». А ещё зрителей ждет путешествие по Москве Раневской. Вместе с экскурсоводом, литературоведом и автором проекта «Иди и смотри необычную Москву» Натальей Леоновой создатели выставки прошлись по адресам домов, в которых Раневская жила: Старопименовский переулок, высотка на Котельнической набережной, дом в Большом Палашевском; адресам театров, в которых она служила: Театр им Пушкина, Театр Моссовета, Московский академический театр им. Маяковского, Театр Российской армии, и вспомнили кадры из фильмов, которые до сих пор покоряют зрителей. В Верхних Палатах вы увидите, как был устроен быт английских купцов и предпринимателей XVI–XVII веков, что они ввозили и вывозили из России и как была организована торговля. Палаты Старого Английского двора — одно из древнейших зданий столицы. Этот памятник гражданской архитектуры был возведен в начале XVI века и его история тесно связана с историей Зарядья, с зарождением и становлением русско-английских отношений, расцвет которых приходится на время правления царя Ивана IV и королевы Елизаветы I. В 1555 году в Лондоне была создана торговая «Московская компания», которая в 1556 году получила в дар от Ивана Грозного двор в Москве на улице Варварке. В 1994 году при участии королевы Великобритании Елизаветы II в стенах древних палат был открыт музей.