Выставочный проект посвящен исследованию влияния комедии дель арте (comedia dell’arte, театр масок) на театральные эксперименты 1910–1920-х годов, когда благодаря итальянским маскам в России появилось новое направление в сценическом искусстве. Традиционные маски итальянской комедии дель арте и их характерные черты — гротеск, импровизация, пластичность, связь с площадным театром — вдохновляли режиссеров на создание новых театральных форм. Выставка, разместившись в трюме театра Гонзага, станет своеобразным манифестом инновациям: театр был местом реализации творческих замыслов его создателя — князя Н.Б. Юсупова, открывшего современникам итальянский театр декораций, выполненных художником Пьетро ди Гонзаги, концептуально опередившим свое время. Спектакли, поставленные режиссерами В.Э. Мейерхольдом, Е.Б. Вахтанговым и А.Я. Таировым, опирались на действие, как движущую силу всего представления. Этот подход формировал мгновенную и глубокую эмоциональную связь со зрителем. Отголоски этих театральных инноваций продолжают звучать в творчестве режиссеров и сегодня. Выставка включает в себя два раздела. Первый посвящен основным героям комедии дель арте (Арлекину, Пьеро, Коломбине, Пульчинелле, Панталоне, Бригелле, Тарталье, Труфальдино и т.д.). Эволюцию образов можно проследить по публикациям в книгах XVIII-XIX века (фрески и орнаменты в Помпеях, комедии Плавта, портреты актеров), в произведениях декоративно-прикладного искусства, особо отметив рисунок «Коломбина», выполненный княгиней Ириной Александровной Юсуповой. Второй раздел представляет легендарные спектакли В.Э. Мейерхольда («Балаганчик», 1907, Драматический театр Веры Комиссаржевской; «Шарф Коломбины», 1910, Дом интермедий; «Маскарад», 1917, Александринский театр), Е.Б. Вахтангова («Принцесса Турандот», 1922, Третья студия МХАТ) и А.Я. Таирова («Покрывало Пьеретты», 1913, Свободный театр; «Принцесса Брамбилла», 1920, Камерный театр). Искусство действия, являющееся ядром театра масок комедии дель арте, становится для каждого из режиссеров отправной точкой в поисках. Жесты и позы, доведенные до гротеска, превращаются в главный структурный элемент нового театра. Главное отличие театра масок от классического театра заключалось в близости этого искусства к народу, и после Октябрьской революции 1917 года это стало особенно актуально. Искусство следом за обществом получило ту свободу, к которой оно стремилось последние 20 лет. Именно торжество этой свободы и нового театрального языка масок комедии дель арте, выразилось в постановках Таирова и Вахтангова. Концепция Мейерхольда получит название «биомеханики», Таиров использует возможность демонстрации эмоций и страстей, скрывающихся внутри актера, а в постановке Вахтангова актер одновременно сможет прожить роль и быть импровизатором. Для постановок великих режиссеров эскизы и костюмы создавали не менее талантливые художники — воспроизведения работ А.Я. Головина, И.И. Нивинского, А.А. Арапова обрамляют редкие сценические фотографии спектаклей с участием Алисы Коонен, Бориса Щукина и Рубена Симонова, а также следующего поколения вахтанговцев — Михаила Ульянова, Николая Гриценко, Юрия Яковлева и других. Современные режиссеры по-новому смотрят на итальянские маски. Они становятся визуальным спецэффектом, который привносит в спектакли элементы сатиры, аллегории и социальной критики. В состав выставки включена видеоработа художницы Валерии Титовой, созданная в технике нейрогенеративной графики, а также костюмы из спектакля «Пульчинелла», поставленном в 2022 году в Новосибирском драматическом театре «Старый дом», и работы студентов и преподавателей Школы дизайна Высшей школы экономики (направления «Ивент. Театр. Перформанс» и «Саунд-арт и саунд-дизайн»), партнера Музея-заповедника «Архангельское». На выставке представлено более 40 экспонатов (графика, декоративно-прикладное искусство, фотографии, костюмы, видео и др.). Участники: Государственный музей-заповедник «Архангельское» Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова Государственный музей А.С. Пушкина Музей Московского Художественного академического театра Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина Новосибирский драматический театр «Старый дом» Современные авторы Удобный вход и бесплатная парковка находятся у Входа № 3 (Святые Ворота), платная парковка расположена у Входа № 2.