Музыка света вне времени и пространства

Музыка света вне времени и пространства
29 мая 2025
ЧЕТВЕРГ
19:00

«Реквием Сен-Санса: песнь света в темноте»

Когда говорят "Реквием", чаще всего вспоминают Моцарта или Верди. Но существует один реквием, словно спрятанный в тени — чарующий и необычный — Реквием Камиля Сен-Санса, сочинённый не для публики, а от сердца композитора к сердцам слушателей.

История, спрятанная в тишине

Камиль Сен-Санс был не просто композитором — он был виртуозом, ученым, путешественником, человеком эпохи. Он писал оперы, симфонии, концерты, но о смерти почти не говорил. И всё же, в 1878 году, когда его любимый друг и покровитель Альберт Либон скончался, Сен-Санс почувствовал потребность выразить свою боль так, как мог только он — через музыку.

Он не собирался публиковать Реквием. Это было личное. Тайное. Почти интимное. Музыка для прощания. Композитор закончил его в спешке — за всего восемь дней. Но даже в такой сжатый срок он создал нечто глубоко духовное, нежное и мистическое.

Необычность звучания

Сен-Санс не пошёл по пути драматического пафоса, как Верди, и не предался религиозному страху, как Берлиоз. Его Реквием — как свет в соборе: не ослепляет, а мягко обнимает.

Одна из самых необычных черт — оркестровка. Вместо привычных мрачных труб и грозных ударных, Сен-Санс использует арфы, орган и даже стеклянные гармоники — их хрустальное звучание придаёт музыке ощущение эфира, как будто душа действительно покидает тело и растворяется в воздухе.

Красота вне времени

В его Dies Irae нет ужаса — есть благоговейный трепет. В Sanctus хор поёт словно ангельское воинство, а финальный Agnus Dei звучит как прощание, но не со слезами, а с надеждой. Это не просто молитва — это прощение, благодарность, свет.

В то время как другие реквиемы напоминают о смерти, Реквием Сен-Санса говорит о жизни после неё. Он не стремится впечатлить — он стремится утешить.

Эхо сквозь века

Этот реквием долго оставался в тени. Его редко исполняли. Сен-Санс почти не упоминал о нём. И всё же, каждый, кто слышал эту музыку, ощущал — она особенная. Она как письмо, написанное в тишине, и оставленное в бутылке для тех, кто будет готов его прочитать спустя столетия.

Реквием Сен-Санса — это не просто музыка о смерти. Это музыка о любви, о свете, о том, что даже в утрате можно найти покой. И именно в этом — его красота.

                                                                       *   *   * 

"Музыкальный мост к бессмертию: История Хоральной Фантазии Бетховена"

В конце XVIII века, в прекрасной Вене, в городе, где витал дух Моцарта и Гайдна, Людвиг ван Бетховен стоял на пороге нового столетия и новой эры в музыке. Он уже завоевал известность как гениальный пианист и дерзкий новатор, но его идеи были гораздо масштабнее, чем просто виртуозные пьесы. Он мечтал создать музыку, которая объединяла бы людей, пробуждала высокие чувства и устремлялась к идеалам свободы и гармонии.

Так появилась "Хоральная фантазия", сочинение, в котором сплелись импровизация, симфоническая мощь, хоровая грандиозность и лирическая теплота. Бетховен написал ее в спешке — всего за несколько дней — к грандиозному концерту 22 декабря 1808 года, где звучали премьеры Пятой и Шестой симфоний, арии, мессы, и сам он играл на фортепиано.

Хоральная фантазия задумывалась как нечто вроде финального аккорда вечера. Это произведение было своеобразной "репетицией" для более знаменитого потом "Ода к радости" из Девятой симфонии. Уже здесь Бетховен закладывает фундамент своей великой идеи: союз хора, оркестра и фортепиано в одном грандиозном движении.

С первых звуков — импровизационного вступления фортепиано — ощущается особая свобода. Будто сам Бетховен сел за рояль и начал говорить со Вселенной на своем языке. Постепенно к нему присоединяется оркестр — сначала тихо, затем всё увереннее, пока музыка не начинает пульсировать, как сердце. И вот, в какой-то момент, словно из-за облаков, появляется хор — мужские и женские голоса поют гимн радости, дружбе, вдохновению.

Слова написаны поэтом Куфштайном специально для этого случая, и, хотя текст не так знаменит, как Шиллеровская "Ода", он несет ту же мысль: музыка — это свет, музыка объединяет людей, музыка — божественный дар.

Особенность Хоральной фантазии — в её структуре. Она не похожа ни на одну обычную симфонию. Это скорее музыкальное путешествие, где каждое новое вступление ведет к кульминации. Здесь и фортепиано, и хор, и оркестр равноправны. Особенно трогательно звучит момент, когда фортепиано как будто "разговаривает" с оркестром, а потом уступает место человеческим голосам, как если бы сама музыка превращалась в слово.

Но что делает это произведение по-настоящему особенным — это ощущение светлой надежды. Несмотря на жизненные трудности, нарастающую глухоту и личные страдания, Бетховен создает музыку, полную оптимизма и света.

Хоральная фантазия — это музыкальный мост. От импровизации к симфонии. От фортепиано к хору. От страданий — к единению. От одиночества — к свету.

Она — как рассвет после долгой ночи. И в этом, возможно, вся суть Бетховена.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исполнители:

Хор «МОСКОВСКАЯ ОРАТОРИЯ»

Художественный руководитель и дирижер - Александр Цалюк.

Хор был создан в 1993 г. специально с целью поддержки традиции исполнения оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя в рождественский период.

В состав хора вошли как представители иностранных дипломатических и деловых кругов, так и наши соотечественники. Первые концерты сразу стали праздничными и запоминающимися событиями. Их не раз посещали представители дипломатического корпуса, в том числе послы США, Германии, Австрии, Австралии, Швейцарии, Италии и Великобритании. С тех пор «Московская Оратория» традиционно исполняет «Мессию» почти каждый год. В последующие годы под руководством дирижера Александра Цалюка хор рос и развивался. Концерты проводились в Белом фойе Большого театра, Концертном зале Академии имени Гнесиных, Рахманиновском и Большом залах Московской консерватории и др.

Подробнее https://moscoworatorio.com/

------------------------------------------------------------------

Александр ЦАЛЮК
Окончил с отличием Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, защитив диплом на тему «Историческое развитие еврейской литургической музыки», продолжил обучение в ассистентуре - стажировке Московской консерватории по классу хорового дирижирования у профессора Б. Куликова, а также в ассистентуре-стажировке по симфоническому дирижированию в Еврейской государственной академии у профессора В. Катаева.
С 1989 г. –  соучредитель, хормейстер и дирижер Мужского еврейского хора при Московской академии канторского искусства (Московская хоральная синагога), с 1997 г. – художественный руководитель и дирижер «Хасидской капеллы» (МEOЦ), с 2012 г. – Московской мужской еврейской капеллы.
С 1994 г. – руководитель международного хора «Московская оратория».
С Московской мужской еврейской капеллой Александр подготовил множество концертных программ еврейской литургической музыки, еврейской и русской народной музыки, советских песен, классических произведений.

Подробнее https://moscoworatorio.com/artistic-director

------------------------------------------------

Андрей Гончаров - фортепиано

С 7-ми лет начал заниматься музыкой (фортепиано). С первых месяцев обучения стал проявлять неординарные музыкальные способности (редкий, уникальный абсолютный слух, феноменальная музыкальная память, способность овладевать за минимальный срок большим количеством музыкального материала). В параллель с обучением сам начал писать музыку. За время обучения Андрей становился победителем различных всероссийских и международных конкурсов как исполнитель и в номинации «композиция. В 2023г. был приглашен в Международный телевизионный проект "Удивительные люди", где стал финалистом. Андрей участвует в грандиозных музыкальных проектах. Вошел в «Книгу рекордов России» как самый юный исполнитель Первого концерта Чайковского для фортепиано с оркестром. Играл с ведущими оркестрами и дирижерами России. Уже прошло несколько сольных концертов Андрея с полным аншлагом.

-------------------------------------------------------------

Елизавета ПАХОМОВА ─ лауреат международных конкурсов сопрано.

Выпускница Колледжа музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской (г. Москва). Училась в Государственной Классической Академии им. Маймонида (РГУ им. Косыгина, г. Москва).

Прошла ассистентуру-стажировку в РГУ им. Косыгина (ГКА им. Маймонида, г. Москва) - преподаватель сольного и камерного пения. Артистка МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Приглашенная солистка Государственного Кремлевского оркестра под руководством заслуженного артиста России, дирижёра Андрея Колотушкина.

В 2021 г. выпустила альбом в издательстве Toccata Classics «12 романсов на стихи М. Ю. Лермонтова, композитор Н. Я. Мясковский, партия фортепиано Ольга Соловьёва».

С 2022 года является приглашенной актрисой в Центре драматургии и режиссуры под руководством В. Панкова (г. Москва).

Дипломант I международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава, г. Москва, 2023 г.

Гран-при Х Всероссийского конкурса исполнителей русского романса, г. Владимир, 2022г.

Лауреат Премии Художественного Театра в номинации «Опера» (2024 г.) Лауреат премии «Онегин» в 2024 году в номинации «Дебют” за исполнение партии Марфы в опере «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова.

-----------------------------------------------------------------

Юлия ГРАНАТ ─ лауреат международных конкурсов, меццо сопрано, альт.

Выпускница Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

Ведущая солистка Воронежского театра оперы и балета. За исполнение партии Азучены из оперы “Трубадур” Дж. Верди удостоена театральной премии «Событие сезона». В репертуаре певицы не только вершины мирового оперного репертуара, но также камерные и кантатно-ораториальные сочинения.

-----------------------------------------------------------------

Уриэль ГРАНАТ - лауреат международных конкурсов тенор

Ученик знаменитого кантора Хаима Элиэзера Герштика (Haim Eliezer Hershtick), учителем которого был Моше Кусевицкий (Moshe Koussevitzky). Уриэль выпустил совместный с Х.Э. Герштиком диск литургической музыки «Haazina Elokim».

------------------------------------------------------------

Алексей ТЮХИН ─  лауреат международных конкурсов баритон
Лауреат премии Президента Российской Федерации. Заслуженный артист Воронежской области.
Преподаватель Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей и Воронежского государственного института искусств. Ведущий солист оперы Воронежского государственного театра оперы и балета. Обладая сильным красивым голосом, прекрасной сценической внешностью, он работает в самых различных амплуа: это классический, благородный Онегин, подвижный и ловкий Фигаро, пылкий влюблённый Сильвио, простодушный и весёлый Бони.
Ещё один жанр, где личность Алексея Тюхина раскрывается в полном объёме, – камерная музыка: кантаты и оратории, классические и современные романсы, классические эстрадные песни.
В 2016, 2024 гг. лауреат театрального конкурса «Браво!» в номинации «Работа в музыкальном спектакле (опера, оперетта, мюзикл)».

--------------------------------------------------------------

Алина СМИРНОВА - концертмейстер хора Московская оратория, орган.
Алина Смирнова родилась в 1991 году в Москве в семье художников.
С 1998 года училась в классе фортепиано Заслуженного работника культуры РФ Иветты Исааковны Юдович.
В 2010 году с отличием окончила Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе Заслуженной артистки России, профессора Елены Ивановны Кузнецовой. В 2015 году с отличием окончила Московскую консерваторию (класс специального фортепиано профессора Е. И. Кузнецовой, класс концертмейстерского мастерства Заслуженной артистки России, профессора И. В. Кирилловой, класс камерного ансамбля Народного артиста России, профессора Т. А. Алиханова), а в 2017 году – аспирантуру по классу концертмейстерского мастерства (класс профессора  И. В. Кирилловой).

Алина - лауреат и дипломант российских и международных конкурсов, стипендиат Благотворительного Фонда Владимира Спивакова, лауреат московских и всероссийских грантов. Участвовала с сольными программами в российских и международных музыкальных фестивалях (Германия, Франция, США).

Как концертмейстер активно работает с солистами оркестра и оперной труппы российских и зарубежных музыкальных театров (в том числе: Государственный академический Большой театр, Московский академический Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Центр оперного пения Галины Вишневской, Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского, Edinburgh Royal Opera House, The Barbican Centre, Amsterdam Muziekgebouw). Пианистка выступает в составе симфонических и камерных оркестров (фортепиано, челеста, орган), таких, как Академический камерный оркестр «Musica Viva» под управлением Александра Рудина, Калужский молодежный симфонический оркестр, Концертный симфонический оркестр Московской консерватории под управлением Александра Левина, камерный оркестр «Affrentando» и другие. Имеет записи на Радио России, радио Эстонии, отзывы на концертные выступления в российских и зарубежных СМИ.

С 2019 года работает концертмейстером в Московской консерватории на кафедре сольного оперного пения и преподает на кафедре концертмейстерского искусства.

С 2023 года – концертмейстер ЦМШ-Академии исполнительского искусства на кафедре виолончели, контрабаса, арфы и струнного квартета.

-------------------------------------------------------------------

МОСКОВСКАЯ МУЖСКАЯ ЕВРЕЙСКАЯ КАПЕЛЛА

Художественный руководитель и дирижер ─ Александр Цалюк

Московская мужская еврейская капелла ведет свою историю с 1989 г., когда в Московской хоральной синагоге при содействии и личной поддержке президента СССР М.С. Горбачева, еврейской общины СССР и американской благотворительной еврейской организации «Джойнт» был основан Мужской еврейский хор Академии канторского искусства. С 1998 по 2012 гг. хор работал в Московском еврейском общинном центре в Марьиной Роще и назывался «Хасидской капеллой».

С 2012 г. Московская мужская еврейская капелла работала при Государственной классической академии им. Маймонида и при поддержке Российского Еврейского Конгресса. В 2018 г. коллектив начал активно участвовать в культурных программах Всемирного конгресса горских евреев, выступив в нескольких крупных проектах и мероприятиях, организованных в России, США и Израиле, с 2019 г. работал при поддержке этой организации.

С осени 2022 года хор получил поддержку от регионального общественного благотворительного фонда поддержки горских евреев СТМЭГИ и СТМЭГИ ТВ Германа Захарьяева.

В обширном репертуаре коллектива – еврейская литургическая музыка, песни на идише и иврите, русские народные песни, произведения мировой классики. Хор является одним из немногих признанных профессиональных еврейских академических коллективов в мире и единственным в России. «Московская еврейская капелла, на мой взгляд, лучший в мире профессиональный еврейский музыкальный коллектив», – сказал в интервью газете «Известия» главный кантор синагоги на 5-й авеню в Нью-Йорке Йозеф Маловани.

В хоре работают профессиональные музыканты – студенты и педагоги Московской консерватории, других музыкальных ВУЗов Москвы, артисты и солисты ведущих музыкальных театров и хоровых коллективов столицы. Московская мужская еврейская капелла в своем творчестве опирается на традиции не только еврейского, но и русского профессионального хорового пения, доказывая, что богатейшая еврейская культура является неотъемлемой частью многонациональной российской и общемировой культуры.

Интерес слушателей к еврейской литургической музыке повсеместно обусловлен тем, что рожденная в начале и середине XIX века в странах Восточной Европы и России, она практически перестала исполняться после революции 1917 г. и только во второй половине XX века начала возрождаться. В активе Московской мужской еврейской капеллы – выступления с ведущими российскими и зарубежными симфоническими оркестрами под управлением А. Каца, М. Горенштейна, Ю. Башмета, Р. Кофмана и З. Меты, с выдающимися солистами – М. Александровичем, Н. Лифшиц, И. Кобзоном, Т. Гвердцители, Й. Маловани и многими другими...

В дискографии коллектива – 12 компакт-дисков, 4 видеофильма (3 компакт-диска и 1 DVD-диск выпущены всемирно известной компанией “Universal Music”).

Московская мужская еврейская капелла побывала с концертами во многих городах и республиках бывшего СССР, России и в 15 странах мира. Хор выступал на самых престижных концертных площадках мира, среди которых Малый, Большой и Рахманиновский залы Московской консерватории, Колонный зал Дома Союзов, Академия музыки и зал Карла Орфа в Мюнхене, «Театрон Иерушалаим» в Иерусалиме, Линкольн-центр и Карнеги-холл в Нью-Йорке; завоевал огромное количество поклонников среди слушателей у нас в стране и других странах мира.

Хор неоднократно пел перед президентами России, США, Польши, Израиля, выступал с концертами перед королевскими семьями Дании, Швеции и Норвегии (по случаю годовщины спасения датским королем евреев в период Второй мировой войны).

Среди последних ярких проектов Московской мужской еврейской капеллы – цикл концертов «Le Dor Va Dor» («Из поколения в поколение»), в программах которого прозвучали песни советских композиторов еврейского происхождения, выпуск альбома «Мamele» совместно с Тамарой Гвердцители и Московским симфоническим оркестром.

25 ноября 2024 года коллектив отпраздновал своё 35-тилетие большим сольным концертом в Московском Доме Композиторов.

www.hasidic-cappella.com

www.youtube.com/user/atsaliuk

--------------------------------------------------------------------

Вокальный ансамбль ARIELLE – профессиональный коллектив нового поколения, создан по инициативе выпускницы Московской консерватории Эльмиры Дадашевой в 2014 году. Ансамбль объединяет выпускников лучших музыкальных вузов России.

ARIELLE регулярно выступает на лучших концертных площадках Москвы (Московская консерватория, Крокус Сити Холл, ММДМ и др.), является участником фестивалей: «Видеть музыку», Всероссийский фестиваль духовной музыки «Лето Господне» (Суздаль), Международный фестиваль современной музыки Magnumopus (Псков) и др.

Коллектив имеет успехи в сфере музыкального театра (Мировая премьера оперы К. Смит «Лицом на юг», «Свинопас» А. Подзоровой, показ оперы «Аллюки» Э. Низамова в рамках фестиваля «Золотая маска» и т.д).

Подробнее:

 https://ariellensemble.ru/aboutru

-----------------------------------------------------------

Эльмира ДАДАШЕВА

Эльмира Дадашева (Акчурина) родилась в 1987 году в Москве. В 2012-м окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс Павла Клиничева), в 2014-м – ассистентуру-стажировку консерватории (класс того же педагога). Участвовала в мастер-классах Бориса Абальяна, Фридера Берниуса, Роланда Бергера, Патрика Рассилла.

Дипломант и обладатель специального приза «За исполнение музыки С. Прокофьева» Всероссийского конкурса хоровых дирижеров им. народного артиста России С. Г. Эйдинова (Магнитогорск, 2011), лауреат Международного конкурса хоровых дирижеров им. И. А. Михайловского (Тула, 2022; II премия).

В составе Камерного хора Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина участвовала в международных фестивалях хоровой музыки в Великобритании, Японии, Германии, Италии, Китае и др.

Член экспертного совета Центра профессионального мастерства по направлению «хоровое искусство» Департамента культуры города Москвы, член Российского музыкального союза. Автор идеи и исполнительный директор Московского международного мастер-класса для хоровых дирижеров CHORUSLAB. Главный хормейстер международной оперно-симфонической лаборатории New Opera World. Руководитель хорового отдела и Детского хора «Эдельвейс» Московской городской детской музыкальной школы им. С. С. Прокофьева.

Основатель (2014), художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля ARIELLE, регулярно участвующего в программах Московской консерватории, Московского международного дома музыки, Концертного зала Российской академии музыки им. Гнесиных, Российского национального музея музыки, Лютеранского собора Святых Петра и Павла, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, Государственной Третьяковской галереи и др. Коллектив выступал на сцене Московского академического музыкального театра  им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, на фестивалях «Московская весна A Cappella», «Лето Господне» (г. Суздаль), «Видеть музыку», Международном Великопостном хоровом фестивале и Международном Осеннем хоровом фестивале им. профессора Б. Г. Тевлина, является резидент-хором оперно-симфонической лаборатории New-Opera World, в 2021 году представил в Рахманиновском зале Московской консерватории европейскую премьеру камерной оперы Линды Кэтлин Смит «Лицом на юг» (Facing South), а в 2022-м на этой же площадке участвовал в мировой премьере детской оперы Алины Подзоровой «Принцесса и Свинопас».

В 2023 году коллектив дебютировал на сцене Концертного зала Мариинского театра с мировой премьерой Симфонии №4 Гавриила Попова.

----------------------------------------------------------------

Симфонический оркестр Московской консерватории

Художественный руководитель – Вячеслав Валеев

Симфонический оркестр Московской консерватории, состоящий из студентов оркестрового факультета, является гордостью Alma mater. Его история началась практически одновременно с историей Московской консерватории и деятельностью Московского отделения Русского музыкального общества. Уже в те годы наиболее талантливые учащиеся-инструменталисты играли в общедоступных симфонических собраниях Императорского Русского музыкального общества под управлением Н. Г. Рубинштейна. В дальнейшем оркестр консерватории участвовал во многих крупнейших московских мероприятиях, как, например, в торжествах по случаю открытия памятнику А. С. Пушкину в 1880 г., а в 1878-1879 гг. — в первой постановке оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.

Под руководством Г. Рождественского симфонический оркестр студентов консерватории выступал на III Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине (1951) и IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте.

В 1972 г. оркестр под руководством Ф. Мансурова и А. Лазарева (на конкурсе дирижировал А. Лазарев) стал лауреатом I премии на Международном конкурсе молодежных оркестров имени Герберта фон Караяна в Западном Берлине.

Много и неустанно работали над совершенствованием консерваторского оркестра В. И. Сафонов и Н. С. Голованов. В разные годы консерваторский оркестр возглавляли А. Мелик-Пашаев и М. Тэриан, Ф. Мансуров и А. Лазарев. За дирижерским пультом стояли такие мастера, как П. Булез, М. Ростропович, К. Кондрашин, А. Левин, Д. Китаенко, Е. Светланов и Г. Рождественский.

Подробнее: https://www.mosconsv.ru/ru/groups/141345

 

------------------------------

Спонсор мероприятия:

BURO Fedotova

www.buro-fedotova.ru


Место
пер. Малый Ржевский, д. 1
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

похожие мероприятия

Все мероприятия в Москве