Выставка «Монументалисты. Мэтры», продолжающая цикл просветительского выставочного проекта «Живая история искусства». Экспозиция представит творчество мастеров школы советского и российского монументального искусства, которое отличает обобщенность и конструктивная образность видения реальности — Вадима Кулакова, Олега Филатчева, Никиты Медведева, Василия Бубнова. Монументальная живопись, как древнейший вид искусства, тесно связана с архитектурой, воплощая наиболее общие философские и социальные идеи времени. Выставка «Монументалисты. Мэтры» предлагает обнаружить в советском искусстве 1970 — 80-х годов многоплановые источники вдохновения и уникальные авторские интерпретации образа времени в творчестве характерных представителей художников-монументалистов. Вадим Алексеевич Кулаков (1939-2017) — известный советский художник-монументалист и педагог. В станковой живописи — продолжатель традиции своего знаменитого учителя, Александра Дейнеки. Монументально организованные картины Кулакова отличаются магическим колоритом, контрастами света и тени, музыкальным ритмом построения композиции. В творчестве мастера удивительным образом соединяются торжественность и лаконичность русской иконы и авангардный обобщенно- декоративный пластический строй. В течение всей жизни художник создал около 20 произведений монументально-декоративного искусства, среди которых известные московские объекты. Олег Павлович Филатчев (1937-1997) стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, обретя известность ещё в начале 70-х годов как талантливый художник-монументалист, портретист, создав множество монументально-декоративных работ в общественных зданиях страны — фресок, мозаик, витражей и гобеленов. Строгий профессиональный выбор изобразительных средств в работах Филатчева — итог серьезного изучения не только натуры, но и классического наследия итальянского искусства. На выставке будут представлены портреты людей, послуживших прототипами для создания масштабных монументальных произведений, таких как роспись «Студенты» в РГУ нефти и газа им. Губкина. Никита Всеволодович Медведев (1950-2018) — выдающийся живописец с яркой творческой индивидуальностью, заслуженный художник России, продолжатель художественного наследия Гелия Коржева и Михаила Шварцмана. Одна из главных особенностей искусства Медведева — наполненность глубокими смыслами, содержание его произведений существует в диапазоне между реальностью и вымыслом, конкретным и абстрактным, создавая незабываемое впечатление, которое можно назвать «магическим реализмом». Монументальные работы Медведева можно увидеть на двух станциях Большой кольцевой линии московского метро — «Хорошёвская» и «Савёловская», над декоративно-художественным оформлением которых он работал в последние годы жизни. Один из ведущих мастеров российского изобразительного искусства, Василий Александрович Бубнов (1942-2021) — академик, известный живописец, график, монументалист, участник многочисленных выставок, занимавший пост председателя Правления МСХ с 1996 по 2005 год. Биография художника тесно связана с историей Москвы многими произведениями монументального искусства, в том числе, созданием художественного оформления станции «Петровский парк» Большой кольцевой линии московского метро. Поздние станковые картины Бубнова, рефлексируя на окружающую действительность, представляют собой удивительные коллажные композиции, наполненные многочисленными деталями-приметами времени и личной жизни, которые интересно рассматривать, погружаясь в авторский мир художника. В экспозиции будут представлены станковые произведения художников и работы в сфере монументального искусства: композиции для московского метро, росписи для общественных интерьеров. Работы мэтров — российских мастеров монументалистов — впервые показываются вместе в таком сочетании, что обещает неожиданные экспозиционные открытия, обнаруживая связи как с традиционным искусством, так и с новыми течениями ХХ века. Все работы предоставлены на выставку родственниками художников. Обновленная постоянная экспозиция «Протомузей» — совместный проект с творческой студией «Мастерская-ТАФ», который знакомит посетителей с материально-предметной культурой прошлого и ее отражением в современном дизайне и искусстве. Миссия «Протомузея» Возвращение мира, потерявшего равновесие, на естественные рельсы. Предъявление альтернативы идеологии потребления, знакомство современных детей и молодежи с подлинными примерами естественной человеческой деятельности, которые в цифровой век помогут им не слишком далеко отрываться от природы. Экспозиция «Протомузея» представляет примеры правильного хорошего дизайна в материально-предметной культуре прошлого и настоящего. Это предметы народного «протодизайна», городской дореволюционной культуры и образцы современного «протодизайна» Мастерской-ТАФ. Особенность музея в живой среде, где не только открыто показана коллекция, которую можно трогать, рисовать и изучать, но и проводятся интерактивные образовательные и просветительские программы: викторины, квесты, мастер классы, лекции и экскурсии для школьников и студентов творческих профессий. Мастерская-ТАФ (Театр Архитектурной Формы) — команда единомышленников, архитекторов, дизайнеров под руководством профессора МАРХИ, основателя авторской дизайнерской школы Александра Ермолаева. В своей многообразной деятельности — педагогика, проектирование, станковое творчество, издание книг — Мастерская придерживается принципов естественности, уместности, соединения умной традиции и неожиданной современности. Более 20 лет в северной деревне Ошевенск Архангельской обл. Мастерская-ТАФ бережно сохраняет уникальную традиционную среду, умело и точно добавляя в нее архитектурно-дизайнерские современные решения. Там же собрана коллекция предметов народного «протодизайна» — архаичной мебели, крестьянской утвари, рабочих инструментов и орудий труда, которая представлена в «Протомузее». Мастерская-ТАФ открывает «протодизайн» зрителю с 1999 года с помощью авторских изданий, и серии масштабных экспозиций — в Новом Манеже, в музее ВМДПИ, в Музее архитектуры им. Щусева, в Центре им. Андрея Сахарова и др. Также в течение многих лет Мастерская-ТАФ создает примеры современного «протодизайна», основанного на принципах естественного формообразования. «Протомузей» создан для того, чтобы отвечать на вопрос: «Как культура и мудрость прошлого могут помочь человеку 21 века?».