График работы: вт–вс 11:00–20:00 пн — выходной «Метромск: Закулисье»: Основная идея выставки — предоставить горожанам возможность осознанного восприятия искусства, которое ежедневно остаётся незамеченным. Понятия «Москва» и «Метрополитен» неразделимы уже 90 лет. Транспортная система стала неотъемлемой частью истории города и его культуры. Структура, обеспечивающая жизнедеятельность мегаполиса, не только позволяет ему существовать, но и буквально прорастает из-под земли в поведенческие, речевые и социальные коды столицы. Говоря о русском искусстве, невозможно не затронуть монументальную деятельность художников, их вклад в оформление московского метро, ставшего важным культурным объектом не только Москвы, но и всей страны. В 2025 году Московскому метрополитену исполняется 90 лет. За эти годы над интерьерами станций работали многие выдающиеся художники-монументалисты, а иногда и целые династии. Выставка «Метромск: закулисье» в очередной раз подчеркнёт статус московского метро как самого красивого в мире. «Метромск: закулисье» предложит взглянуть на метро как на пространство, где пересекаются архитектура, искусство и повседневность; на историю, отражённую в мозаиках и витражах; на современность, в которой метро становится платформой для экспериментов художников; и на будущее, в котором метро продолжает развиваться. Выставка вовлечёт зрителей в диалог о роли искусства в их жизни, напоминая, что метро — это не просто транспорт, а символ города. Акцент на диалог между прошлым и настоящим побудит зрителей задуматься о том, как искусство в метро формирует наше восприятие Москвы, захватывает посетителей процессом осмысления роли метро в их жизни. Выставка не столько продемонстрирует работы художников, скорее покажет, как проектировались станции метро и создавались художественные произведения для их интерьеров. В экспозиции будут представлены цифровые картоны для панно станций метро Электрозаводская (А. Рукавишников) и Сокольники (А. Душкин), картоны для мозаик станции Маяковская (И. Лубенников), картина как отправная точка для эскиза станции Петровский парк (В. Бубнов), керамическое панно для станции Добрынинская (Г. Мотовилов), напечатанные на ткани эскизы панно для станции ЦСКА (Е. Щеглов) и другие архивные материалы из личных собраний художников и архитекторов. Также будет демонстрироваться фильм К. Худякова о создании стереопанелей для станции Фонвизинская. Московское метро — это не просто транспорт, это душа столицы, её лицо. Выставка «Метромск: закулисье» о том, что искусство окружает нас каждый день и важно уметь его замечать. «Протомузей»: «Протомузей» — совместный проект галереи «Выхино» и творческой студии «Мастерской-ТАФ», который знакомит посетителей с материально-предметной культурой прошлого и её отражением в современном дизайне и искусстве. Экспозиция музея в основном представлена архаичной мебелью, крестьянской утварью, рабочими инструментами и орудиями труда — всем, что в галерее называют «протодизайном». Но чтобы понять его идею, стоит разобраться в семантике названия. «Прото» означает «первый смысл». С греческого это «первый» (как прототип). «Музей», понятно, — традиционный культурный организм, содержащий в своей основе коллекцию. Рядом с этим находится понятие «Протокультура», которое мы считаем своим открытием. Что такое «культура» с латинского? Это «возделывание», «образование», «воспитание». Народного мастера никто не воспитывал. То, что он делал, было продиктовано природой, жизненными условиями, укладом и необходимостью. Поэтому, на наш взгляд, «прото» — это «искусство до искусства», «дизайн до дизайна» (без авторских амбиций создателя). Если взглянуть на любой из экспонатов, будь то лубяной короб, деревянные грабли или рубель — можно отметить, что все сделано просто, естественно, экологично и функционально. Такие пожившие, обветшалые предметы завораживают своей честностью, естественностью, подлинностью. Знакомя с ними, создатели музея хотят помочь всем нам, обратившись к своей истории, открыть для себя красоту устройства вещи, которая сделана умно и точно в соответствии с необходимостью. А также показать связь между достоинствами архаического российского дизайна и последующими проявлениями дизайнерской мысли. Ведь без понимания этих основ трудно представить дальнейшее здоровое развитие российской материально-художественной культуры.