За большим круглым столом в доме Василия Бессемёнова собрались родственники, квартиросъёмщики, приживалы и нахлебники. У каждого — свой характер, свои привычки, принципы и взгляды на жизнь. И своя правда, упрямо защищая которую они готовы дойти до крайности, не желая не просто слушать, но слышать и понимать друг друга.
Назвав свою пьесу «Мещане», Горький на долгое время определил отношение к героям. За годы сценической истории в ней чаще всего видели не просто конфликт поколений, а противостояние двух идеологий — приземлённой мещанской и свободной прогрессивной. Но нельзя забывать, что проблема отцов и детей вечная, ведь каждое следующее поколение считает себя умнее предыдущего, хоть и продолжает совершать те же ошибки.
Герои Горького больше социального сюжета пьесы, они многогранны и неоднозначны, а мещанство как понятие уже не вызывает ни раздражения, ни осуждения, ассоциируясь с уютом, комфортом, достатком и благополучием.
Пьеса Максима Горького «Мещане» была написана в 1901 году и стала драматургическим дебютом автора.
Режиссёр Григорий Южаков: «У Горького мещанство — это некие правила игры, образ жизни. Это не хорошо и не плохо. Просто со временем всё изменяется: на смену старому всегда приходит новое. Жизнь меняет формы, и попытка сохранить её в неизменности провальна по своей сути.
Для меня пьеса «Мещане» — это история одной семьи и близких друг другу людей, которые пытаются за круглым столом понять друг друга. Ключевое во всём этом: пытаются понять… Вот и всё».