Опера Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» была написана в начале XX века под влиянием мировой моды на ориентальное искусство. Использовав сюжет одноименной драмы Дэвида Беласко, композитор и его либреттисты Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза создали оперу, полную экзотического колорита. Премьера, состоявшаяся в миланском театре «Ла Скала» 17 февраля 1904 года, потерпела провал. Однако всего через три с половиной месяца опера с триумфальным успехом была поставлена в Брешии, а вслед за этим в других театрах Италии. В 1905 году состоялась премьера в Лондоне, в 1906 — в Париже, в 1907 — в Нью-Йорке, в 1908 — в Санкт-Петербурге. История любовной страсти, предательства и материнского самопожертвования завоевала всемирную популярность. Говорит режиссер-постановщик оперы Людмила Налетова: «Пуччини — знаток женской души. Его оперы в большинстве своем представляют женские портреты. Любимая тема Пуччини — тема любви, взаимоотношений Мужчины и Женщины. Женское начало — постоянство, преданность, жертвенность. Мужское начало — изменчивость, стремление к завоеванию. Столкновение этих начал, восточного и западного менталитета — в основе конфликта „Мадам Баттерфляй». Музыка Пуччини раскрывает переживания героев тонко, страстно, необыкновенно точно следуя за их душевным состоянием. От нее веет поэзией, романтикой и ароматом Востока».