Многие знают о явлении так называемой «музыкально-цветовой синестезии» или «цветном слухе», когда музыкальные звуки ассоциируются у человека с определенными цветами. Этим качеством обладали такие композиторы XIX-XX веков, как А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, М. Чюрленис и О. Мессиан, которые использовали свое восприятие цвета и музыки в своих композициях.
Между тем еще древнегреческий теоретик Аристид Квинтилиан в III веке до нашей эры писал о разных мелодических родах, подчеркивая изысканность самого «цветного» лада - хроматического (от греческого «хрома» - цвет). Тонкая интервалика традиционных распевов разных культур наполняет их музыкальным «цветом» и отражает разное содержание распеваемого текста.
Разнообразие звукорядов византийского распева, то есть их «цветового наполнения», дарит каждому гласу церковного осмогласия свой особый характер, и это богатство присутствует и в современной греческой церковно-певческой практике. В древнерусском распеве преобладающим стал один «цветозвукоряд», но можно найти и разные примеры «отклонения» от основного обиходного звукоряда, или выражаясь метафорически особые музыкальные «оттенки» в отдельных гласах.
На лекции мы обсудим, как цвет в музыке понимали древнегреческие музыканты, что о цвете в распевах писали византийские теоретики, услышим, как эти «цвета» звучат в византийском и древнерусском распевах и выясним, можно ли их «увидеть» в музыкальных знаках в рукописях.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.