По привычной музейной традиции мы видим советский XX век, как историю противостояния: «авангард» и «соцреализм», «оттепель» и «застой», «официоз» и «вненаходимость».
Оригинальная и яркая мысль авторов выставки «Темная оттепель» была в том, чтоб расщепить и и усложнить одну из этих фаз, увидев в «светлой полосе» свои фасад и изнанку. Искусствовед Надежда Плунгян приветствует расщепление и размельчение, но считает этот шаг недостаточным. Несколько сварливо она спрашивает: нет ли здесь постмодернистской ловушки?!
Лекция предлагает новый тейк: сдвинуть логику явлений искусства к цельности, взглянуть на XX век не изнутри, а с птичьего полета. Вы узнаете, как работали в 1950-60-х гг мастера высокого модернизма и основатели русского символизма, которые начинали в довоенное и дореволюционное время, и задумаетесь о том, можно ли причислить их работу к какой-то идеологии.
В «списке Плунгян» — поздние, никем не описанные полотна Павла Кузнецова и Елены Бебутовой; воздушные беспредметные лучизмы и религиозные циклы основателя группы «Маковец» Сергея Романовича; цветные, словно фаянсовые деревья из пейзажей Семёнова-Амурского, монументальные мозаики Бориса Чернышева из речной гальки и другие удивительные явления. На каком расстоянии все эти авторы находятся от официального искусства, «темная» или «светлая» их сторона? Почему их нет в постоянных экспозициях музеев? Уж не факты ли это какой-то иной вселенной, иной истории искусства, которая вообще не написана? И почему она, собственно, не написана?
Надежда Плунгян — независимый куратор, кандидат искусствоведения, лауреат премии Андрея Белого.
Лекция пройдет в рамках публичной программы к выставке «Темная Оттепель» в Центре Вознесенского. Она посвящена оборотной стороне советской культуры 1960-х и знакомит с представителями художественного андеграунда.
Купить билеты на выставку
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.