Эпоха началась с революции в быту: массовое строительство «хрущёвок» обещало покончить с коммуналками, предлагая миллионам отдельные квартиры, хотя общие кухни еще долго оставались реальностью. Технический прогресс шагнул в дома – меняя повседневность, появились первые доступные холодильники «ЗИС», телевизоры «КВН», пылесосы.
Менялись и вкусы. Урбанизация привела к популярности магазинных консервов (легендарных тушёнки и сгущёнки) и полуфабрикатов. Всесоюзная «кукурузная кампания» пыталась накормить страну. Городская жизнь обогатилась новыми точками притяжения: появились кафе «Мороженое», а уличные автоматы с газировкой стали символом доступного удовольствия. На кухнях и в столовых началась популяризация блюд союзных республик, появлялись универсальные рецепты для хачапури, плова, шашлыка.
Аншлаговые поэтические вечера собирали стадионы, где блистали Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский. В киноклубах смотрели шедевры отечественного кино вроде «Летят журавли» или «Я шагаю по Москве», а Московский международный кинофестиваль 1957 года ненадолго приоткрыл «железный занавес» для западного кинематографа. Мода на походы с рюкзаком и гитарой породила феномен авторской песни – Окуджава, Визбор, Матвеева зазвучали на всю страну. Начался театральный бум.
Даже одежда стала полем битвы за индивидуальность: эпатажные стиляги бросали вызов серости. Одновременно развивалась официальная советская мода через сеть ателье и журнал «Модели сезона», пытаясь создать элегантный, но «правильный» образ.Однако подлинный расцвет и отражение духа времени произошли в культуре и искусстве. Литература пережила прорыв: журнал «Новый мир» Твардовского опубликовал «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, возвращались запрещенные авторы, гремела поэзия «шестидесятников», начинал Высоцкий. Кинематограф подарил миру авторское кино. Визуальные искусства раскололись: официальное направление соседствовало с зарождающимся нонконформизмом, в живописи утвердился «суровый стиль», монументальные мозаики украшали новые здания, а скульптор Эрнст Неизвестный создавал свои мощные работы. Архитектура отразила дуализм эпохи: утилитарные «хрущёвки» контрастировали с монументальными проектами вроде обновленной ВДНХ или Дворца съездов, появлялись новые типы общественных зданий.
Лекцию прочтет Екатерина Андреева — искусствовед, блогер, лектор, создатель проекта об истории, искусстве и культуре YaAndArt, приглашенный эксперт радио «Маяк».
«Оттепель. Не сезон» — первый собственный масштабный театральный проект Арт-лаборатории ВДНХ.
АРТ-лаборатория ВДНХ существует с 2023 года. Это пространство для эксперимента и творчества, которое дает возможность молодым режиссерам и артистам, выпускникам ведущих театральных ВУЗов, отойти от канонов традиционного театра, выбирать темы и экспериментировать с форматами, осваивать новые пространства, в том числе музейные. Флагманская площадка проекта павильон «Рабочий и колхозница»
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.