Курс Ксении Голубович и Елены Громовой «Город как метафора»

Курс Ксении Голубович и Елены Громовой «Город как метафора»
31 января 2025
ПЯТНИЦА
19:30

Этот курс посвящен изучению большого города как уникального культурного, философского и художественного явления. Мы исследуем, как в микро- и макрособытиях города формируется новая история и новое воображение человека, который постепенно отдаляется от природы и обретает связь с урбанистическим пространством.

Большой город рассматривается как отдельное произведение искусства, где творят и наблюдают его многогранную природу выдающиеся мыслители, художники и поэты. XIX век открыл для себя фигуру «фланера» — праздного гуляющего и внимательного наблюдателя, впервые концептуализированного Шарлем Бодлером.

Мы обратимся к наследию Вальтера Беньямина, описавшего Москву 1926 года, а также к его впечатлениям от Берлина, Парижа и Марселя. Проследим, как город вдохновлял творцов ХХ века: Александра Родченко, сюрреалистов и ситуационистов, которые рассматривали прогулку по городу как способ открыть скрытые революционные возможности пространства и наметить пути к Утопическому Городу. 

Ключевая идея курса — прогулка как неизменная интеллектуальная и художественная доминанта, способная раскрывать городские пространства через философский, архитектурный, литературный и поэтический контексты. 

В рамках курса слушатели: 

  • Познакомятся с философскими и литературными концепциями большого города. 
  • Изучат связь между архитектурными, поэтическими и игровыми проектами, которые создавали образы прошлого и проектировали будущее. 
  • Осмыслят свои собственные прогулки как арт-жесты, соединяющие личное восприятие с пространством современности. 

Преподаватели курса проведут участников через глубокий анализ Москвы как Большого Города, её исторической судьбы и современной роли. Это путешествие станет не только интеллектуальным, но и творческим опытом, способным вдохновить на переосмысление своей связи с городским пространством.

Авторы курса: 

Ксения Голубович — писатель, переводчик, литературный критик, кандидат филологических наук. Председатель жюри литературной премии имени Александра Пятигорского (с 2017 по 2020), автор курсов «Литература и современное искусство», «Кино и современное искусство», «Искусство и интеллектуалы в XIX-XX столетиях», «Предмет искусства: вещь, идея, чувство, образ» в Московском музее современного искусства.

Елена Громова — художник, куратор, культуролог, педагог, эксперт по визуальным коммуникациям.

Программа лекций: 

Лекция 1. Большая машина истории
31 января в 19:30

Большой город за последние два века стал огромной машиной истории, создающей «современность» – универсальную среду, объединяющую людей разных классов, возрастов и образов жизни. «Мы должны быть абсолютно современными», – провозглашает провинциал Артюр Рембо в Париже, становясь всемирно известным поэтом. Город раскрывается в фигуре фланера, придуманной Шарлем Бодлером, в интервенциях и дрейфах, практиковавшихся ситуационистами, в «ледяной Москве» Вальтера Беньямина, противопоставленной европейским городам, и в антиповеденческих практиках стиляг 1950-х годов в Советском Союзе.

Город, превращенный в место толп, приезжих и свободного движения одиночек, позволяет играть с собой, оставаясь одновременно реальным и ирреальным пространством – местом, где в XXI веке пересекаются реальность и виртуализация.

Лекция 2. Виртуал и реал
14 февраля в 19:30

Город, как мощнейший образ современного мироустройства, превращается в сложный компьютер, задающий параметры нового воображения. В этом контексте переплетаются идеи американских философов, мир советской фантастики 70-х годов, Вавилонская библиотека Борхеса и его сад расходящихся тропок — все это становится метафорами внутренней структуры городского устройства.

Город предстает как виртуальная библиотека событий. Прогулка по ночному городу без сна — это не просто передвижение, а акт безобидного социального анти-поведения, где произвольный выбор маршрута рождает множественность сюжетов. Этот опыт, подобный игре, заставляет почувствовать себя геймером в виртуальном шлеме, прогнозирующим развитие событий.

Гиперреальность цифрового мира здесь дополняется осязаемостью паблик-арта, перформативными проектами художников, такими как Виталий Виноградов, и инсталляциями Татьяны Назаренко. Все эти элементы подводят нас к восприятию Большого города как Большой Игры, в которой мы, его жители, принимаем активное участие.

Лекция 3. Игра в мифогенном поле смыслов
28 февраля в 19:30

Архитектурные утопии Ивана Щеглова, игры Ильи Зданевича, философия Александра Кожева — русский след в культурной и интеллектуальной истории Европы. Как мы взаимодействуем с чужим городом, участвуем в его аттракционах и осваиваем его пространство? Концепция четырех мотиваций игры Роже Кайюа предлагает взглянуть на городскую повседневность как на поле игры, где каждый элемент обретает новое значение.

Это особое состояние «над» обыденностью, устремленное к городу как к возвышенному, превращает его в объект сакрализации. Город становится игровой площадкой возможностей, порождающих новый «воздух современности», а сама игра достигает максимального уровня выражения.

Прогулка воспринимается как игровой вызов реальности: город обретает статус мифогенного поля смыслов, где сакральное и повседневное пересекаются. В этом пространстве город раскрывает свой высший смысл как объект, соединяющий древние человеческие инстинкты с современными концепциями.

Город в своей предельной игре становится алтарем, храмом, а прогулка — своего рода ритуальным жертвоприношением, актом посвящения, который возвращает нас к самым древним истокам человеческой культуры.

Лекция 4. Жертвоприношение 
14 марта в 19:30

«Идиоты» Ларса фон Триера и «Какая чудная игра» Петра Тодоровского — это яркие свидетельства о ставке игры с городом, доведенной до абсолюта. Этот мотив перекликается с литературными мифами города: «Улисс» Джойса, «Поминки по Финнегану», «Петербург» Андрея Белого, «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева. Все эти произведения отражают особый антропогенный тип взаимодействия с городским пространством — блуждание без цели и корысти, движением тела и разума, ради столкновений и неожиданных смысловых переоценок реальности.

Город перестает быть просто игрой — он становится ритуальным обходом. Такое движение исследует прошлое и настоящее, создавая в безмерности города личный масштаб, свой Модулор, уточняющий расчеты Ле Корбюзье. Через эту практику город открывается как пространство параллельного, утопического мира.

На пределе Большой город неожиданно превращается в Великий город, Священный город. Это видение достигает сакрального измерения, где жизнь в городе становится не просто игрой, а глубинным ритуалом. Как писал Борис Пастернак:

«Но старость это – Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез».


Лекция 5. Священный город
28 марта в 19:30

Священный город — одно из названий Рима, который давно стал метафорой земной жизни и олицетворением самой цивилизации. В этом городе впервые произошло нечто необычное, нечто «городское». Греческий полис создал ордера в архитектуре, которые специфическим образом организуют пространство, кодируют его. Рим же научился применять эти принципы повсеместно, превращая город в имперский Град.

Рим стал именованием большого стиля, началом игры виртуализации и преображения. Слово «цивитас», а позднее «цивилизация» заменяет понятие «полис» и «политика». Вместо афинской демократии появляется новый тип социального взаимодействия, где латиница порождает речевые стратегии, которые впоследствии объединят Европу. Римская скульптура и архитектура становятся прообразом тоталитарных стилей, в которых «великие города» на протяжении веков будут воспевать самих себя и укреплять империю на территории нескольких континентов.

Учение о «городе» также ложится в основу учения о человеке и его бессмертии. Как учение Августина о Граде Земном и Небесном. И теперь, спустя века, настает время вернуться в Москву, которая когда-то также стала судьбоносной для Рима, принимая на себя эстафету культурного и исторического наследия.

Лекция 6. Москва как Великий Город
11 апреля в 19:30

Москва, как третий Рим, является уникальным феноменом, в котором переплетаются разнообразные архитектурные стили и культурные традиции. Этот процесс — не просто заимствование, а глубокая переработка и адаптация, что превращает город в живой организм, способный интегрировать элементы разных эпох и культур. Именно таким образом сочетаются купеческие постройки, сталинские высотки, творения Фьораванти и Корбюзье.

Мы будем исследовать это многообразие, которое отражает не только эстетические предпочтения, но и социальные, политические и экономические реалии, формировавшие город на протяжении веков.

Лекция 7. Счастье сегодня
25 апреля в 19:30

Большой город — это центр, куда люди стремятся за счастьем. Но как понимать «счастье»? Это дофаминовый взрыв, вызванный многообразием стимулов, где оценочный компонент выражается в безудержном приобретении и обладании? Или же счастье, как в парадигме греческого «полиса» Аристотеля, — «благая жизнь под водительством богов»? 

Возможно ли счастье в реальности сегодня, или оно уже перенесено в «виртуал», в сетевую культуру, которая существует на теле города, но ему не принадлежит? И какое место в этом занимает современное искусство, пришедшее в мир как практика сопротивления буржуазному порядку, расцветшее в недрах мегаполисов, увеличивающее свою добавочную стоимость и размывающее прежние критерии?

Лекция 8. Второе дыхание конца истории
16 мая в 19:30

Прогулка по городу — это индивидуальный маршрут по личной карте, спонтанное исследование переплетений дворов и арок под покровом ночи, и вот она подходит к концу. Мы успели встретить необычные объекты, созданные светом и тенью, выдолбленными штукатурками, решетчатой структурой оград, стволами старых деревьев… Ясный летний рассвет. Пройдя свои маршруты, мы вновь выходим на большие стрелы улиц, на эти перспективы пространства и чистые объемы зданий.

Кажется, что мы все еще находимся внутри Большого проекта, и что мы — стаффаж, нарисованный архитектором специально для масштаба.

От имперского центра до типовой застройки окраин. От хрущевского наследия до последних международных выставок с русскими павильонами. Мы размышляем о будущем, рассматривая Москву на заре, о втором дыхании конца истории и о новом начале.

Как приобрести курс и что потом делать?

  1. Выберите лекцию из списка. 

  2. Заполните все необходимые данные при оформлении заказа, оставив адрес вашей основной электронной почты. На этот адрес придет подтверждение оплаты от Timepad. Если письмо не пришло, связаться с нами можно по почте: [email protected]. Пожалуйста, напишите в теме письма «Лекторий ММОМА». 

  3. Пожалуйста, сохраняйте файл с подтверждением о покупке лекции. Его необходимо будет предъявлять на кассе при входе в Образовательный центр.

  4. В этом сезоне вы можете выбрать — посещать лекции в офлайн- или онлайн-формате. Онлайн-трансляции проходят на платформе Webinar. В день занятия на ваш адрес электронной почты придет приглашение на онлайн-лекцию от Webinar, а на следующий день — ссылка на запись лекции.

Важно! Проверяйте написание своей почты. Иначе вы можете не получить файл с подтверждением о приобретении цикла и все последующие приглашения на лекции.

Изображение: Валерий Кошляков. Римский форум. 2007. 


Место
Ермолаевский переулок, д. 17. Образовательный центр MMOMA. Лекторий (5 этаж)
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

похожие мероприятия

Все мероприятия в Москве
22 января, 26 января
26 января, 26 февраля ...
Янв
30
19 января, 09 февраля ...
23 января, 26 февраля ...
28 января, 29 января ...
31 января, 17 февраля ...
25 января, 26 января
19 января, 21 января ...
01 февраля, 08 марта ...
19 января, 20 января
Янв
22