Конференция «Булез, Берио и музыкальная культура между 1925 и 2025: от структурализма к постмодерну»

Конференция «Булез, Берио и музыкальная культура между 1925 и 2025: от структурализма к постмодерну»
14 октября 2025
ВТОРНИК
11:00

О теме конференции:

1925 год стал годом рождения двух композиторов, чья деятельность оказала огромное воздействие на мир музыкальной культуры: Пьера Булеза (1925‒2016) и Лучано Берио (1925‒2003).

Каждый из них оставил после себя след, изменивший музыкальный мир и музыкальное сообщество в совокупности всех направлений ― композиторов, исполнителей, исследователей, слушателей. Каждый из них аккумулировал в своей деятельности целый «букет» профессий: и П. Булез, и Л. Берио сумели внести значительный вклад в искусство музыкальной композиции, музыковедение, философию музыки (упомянем здесь «Мыслить музыку сегодня», другие статьи и лекции, а также последний труд «Уроки музыки» П. Булеза; многочисленные статьи Л. Берио и его книгу «Remembering the future», составленную из Гарвардских лекций), в философию и эстетику современного искусства в целом.

Выдающимся фактом деятельности Булеза стала организация IRCAM, учреждения, без которого сегодня невозможно представить деятельность профессионального академического композиторского сообщества. Все эти материалы и факты до сих пор остаются актуальными и для музыкантов, и для искусствоведов широкого профиля, поскольку и Булез, и Берио ― каждый по-своему ― «переформатировали» не только музыкальную среду, но и интеллектуальную действительность последнего столетия, последствия чего мы продолжаем наблюдать и сегодня.

Деятельность Булеза и Берио, а также музыкантов их круга ― философов и культурологов, тесно связанных с этими выдающимися мыслителями и музыкантами, ― музыка и теоретические работы, исполнительство и другие области деятельности ― всё это призвано стать узловыми пунктами обсуждения на предстоящей конференции.

Расписание конференции:

Ведущая ― профессор Московской консерватории Марианна Сергеевна Высоцкая

11:00 | Открытие конференции

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ

Зенкин Константин Владимирович ― доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

ПЬЕР БУЛЕЗ: СЛОВО КОМПОЗИТОРА

Пантелеева Юлия Николаевна ― кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки, руководитель Научно-творческого центра современной музыки РАМ имени Гнесиных

12:00 | НА ПУТИ К «ПЛОДОРОДНОМУ КРАЮ»: БУЛЕЗ АНАЛИЗИРУЕТ КЛЕЕ

Высоцкая Марианна Сергеевна ― доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой современной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

12:30 | МУЗЫКА РЕЧИ И ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА В МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ XXI ВЕКА (Онлайн)

Лаврова Светлана Витальевна ― доктор искусствоведения, проректор по научной работе и развитию Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой

13:00 | ИСПЫТАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В СЕКВЕНЦИИ XI ДЛЯ ГИТАРЫ Л. БЕРИО

Перов Александр Геннадьевич ― композитор, выпускник ассистентуры-стажировки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

13:30 – 14:30 ― перерыв

14:30 | ПЬЕСА Л. БЕРИО «A-RONNE» КАК ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИМЕР ЕГО МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОНОЛОГИИ

Травина Надежда Алексеевна ― помощник ректора, преподаватель кафедры современной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

15:00 | «ANTHÈMES I» ДЛЯ СКРИПКИ СОЛО П. БУЛЕЗА: К ВОПРОСУ О ВИРТУОЗНОСТИ

Девуцкая Софья Александровна ― аспирант РАМ имени Гнесиных

15:30 | ЛУЧАНО БЕРИО В ГОСТЯХ У САЛЬВАТОРЕ ШАРРИНО

Светлана Ильинична Савенко ― доктор искусствоведения, профессор кафедры современной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

16:00 | БЕРИО И ЕГО СОЧИНЕНИЕ «ЭКФРАЗИС»: В ЛАБИРИНТЕ СМЫСЛОВ    

Татьяна Владимировна Цареградская ― доктор искусствоведения, профессор кафедры современной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

16:30 | Просмотр документального фильма Ф. Шеффера «Voyage to Cythera» (1999)

В ходе разговора о Симфонии — своего рода приношении Густаву Малеру — Берио приглашает нас в путешествие по страницам истории музыки: «Для меня Малер — это корабль, рассекающий волны океана, нагруженный прекрасными вещами, населённый замечательными людьми… это в своем роде путешествие на Цитеру. Я решил пуститься в музыкальное путешествие, в котором нас сопровождают разные — знаменитые и не очень — элементы музыкального искусства».


Место
ул. Большая Никитская 13/6 Конференц-зал Московской консерватории
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

похожие мероприятия

Все мероприятия в Москве