«Классика советской эпохи»
Концерт ведёт Инна Василиади
Три выдающихся имени — Николай Метнер, Сергей Прокофьев и Александр Черепнин — почти никогда не встречаются в одной программе. Да и классиком в привычном смысле слова из них стал только Прокофьев. Имея разную степень неблизости к понятию «советской эпохи», тем не менее все трое парадоксальным образом характеризуют самый ранний и потому самый благополучный этап ее становления. «Предреволюционный» — самое точное слово для обозначения этапа, не буквально, но творчески воспитавшего всех троих перед тем, как разметать их по миру.
Прокофьев с 1919 по 1934-35 гг. жил в Европе и Америке, Черепнин после революции метнулся в Тифлис, оттуда в Париж, оттуда в Китай и Америку. Метнер — во Францию, оттуда в Великобританию, тем временем как Прокофьев уже решил вернуться в Россию. Но что сделало их заметными еще тогда, в последние годы перед революцией? И тут начинают работать неочевидные и удивительные факты. Например, Николай Метнер — потомок обрусевших скандинавов и немцев сочинял замечательные русские сонаты для фортепиано, наследуя сразу двум кумирам своей юности — Скрябину и Рахманинову. Сергей Прокофьев усмирял юношеское бунтарство постигаемым в Европе под руководством Дягилева стилем «модерн». А Александр Черепнин, вполне удовлетворенный успехами своего отца-композитора Николая Черепнина, сотрудничавшего с тем же Дягилевым, просто становился «человеком мира»: поучившись в Париже, сам стал учить в Шанхае, где возглавил консерваторию, а после и вовсе уехал в Америку, сочиняя там иногда музыку для Голливуда.
Программа:
1 отделение
Н. Метнер
Соната для фортепиано ля минор (“Военная”), ор.30 (1915)
С. Прокофьев
Соната для виолончели с фортепиано до мажор, ор.119 (1949)
2 отделение
Н. Метнер
2 пьесы из фортепианного цикла «Забытые мотивы», ор. 38 (1919-1922)
А. Черепнин
Песни и танцы для виолончели и фортепиано, ор.84 (1953)
Продолжительность концерта 1 час 30 минут с антрактом