Организаторы конференции:
УНЦ феноменологической философии философского факультета РГГУ
Научно-учебная лаборатория трансцендентальной философии НИУ ВШЭ
Художественное пространство «Île Thélème»
Конференция проходит на двух площадках:
Российский государственный гуманитарный университет — Миусская пл., 6
Художественное пространство «Île Thélème» — ул. Правды, 24, стр. 11
Кинофеноменология — область пересечения теоретического анализа различных способов проживания времени и конституирования восприятия, и различного рода практик, связанных с кинематографом (от, собственно, съемки, монтажа, работы со звуком и цветом — до демонстрации, созерцания и рефлексии об увиденном).
Кино со своими средствами создания взгляда, позволяет нам артикулировать его смысловое измерение. Если отойти от классического понимания искусства как формы отражения или запечатления реальности, можно обнаружить в кинематографических изображениях и документах не только образы, но и новые перцепции, следы, схемы, своего рода констелляции потенциальных смыслов.
Какие оптические и перцептивные перспективы, дешифрующие процедуры, приёмы и новые взгляды предлагает нам кинематограф сегодня? Каким образом видеокамеры смартфонов, задействованные в повседневном общении, меняют специфику кинематографического запечатления реальности? Эти вопросы предлагается исследовать совместными усилиями теоретиков и практиков кино.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
24 октября (четверг)
10:15 – 14.30 РГГУ, ауд. 273 (7 корпус)
10:15–11:00
Доклад-лекция
Максим Селезнев (НИУ ВШЭ). Эмансипация скриншота: как отдельные кадры меняют восприятие кинематографа (онлайн)
11:15–12:45
Круглый стол «Диалоги зрителей»
Яна Янпольская (РГГУ). Феноменологический кинороман
Евгения Шестова (РГГУ), Екатерина Хан (НИУ ВШЭ). Диалоги зрителей. Почему кино — трудно?
Владимир Кисель (НИУ ВШЭ). Восприятие и генезис: феномен кино в свете философии Мерло-Понти
Анастасия Левенец (НИУ ВШЭ). Причины и механизмы фиксации памяти об ужасном: на примере документалистики криминального мира
Дмитрий Канавин (НИУ ВШЭ). Маргиналии документалистики: нижний интернет как пространство публичной интимности и частной этики
13:00–14:30
Доклады
Елена Нагаева (ИОН РАНХиГС). После кино: уроки нового архива в театре (на примере спектакля «Хиросима» А. Плотникова)»
Ольга Щедрина (РГГУ). «Сакральное и трансценденция в феноменологии кино и медиаарта»
Сергей Мещеряков (НИУ ВШЭ). Twenty reductions: цифровой кинематограф Джеймса Беннинга и феноменология аффекта
14:30–16:00 Обеденный перерыв
16:00–22:00 «Île Thélème»
16:00–17:30
Воркшоп
Олег Головатый (киностудия mal de mer films). Анализ монтажа: три минуты из А.Г.
17:30–19:00
Воркшоп
Иван Курбаков (киностудия mal de mer films). Рага, хайку, миф. К альтернативным формам сценария
19:00–19:30
Доклад
Екатерина Бронникова (независимая исследовательница; фестиваль "Невидимое кино"). Кинематографическое присутствие: пространство интимности
19:30–22:00
Киноклуб
Екатерина Бронникова (независимая исследовательница; фестиваль "Невидимое кино"). «Предельно личные отношения» Кадзуо Хара (18+, в фильме присутствуют физиологические сцены, в том числе роды)
25 октября (пятница)
11:00 – 14.30 РГГУ, ауд. 273 (7 корпус)
11:00–12:30
Доклад-лекция
Лилия Коростелева (Петрозаводский государственный университет), Татьяна Михайлова (Институт языкознания РАН), Вадим Руднев (МГУ им. М. В. Ломоносова), Екатерина Базарова (Петрозаводский государственный университет, онлайн). "ПРО ЛОШАДЬ" (Б. Тарр)
13:00–14:30
Доклады
Николай Нахшунов (МВШСЭН). Я не мальчик и не девочка: молчание ягненка В. Йоханнссона
Борис Рейфман (РГГУ). "Юность Максима": от автономности телесного опыта в киноавангарде 1920х к его подчинению смысловой структуре в "кинореализме" 1930х
Олег Ли (РГГУ). Приручение взгляда на примере фильма Куросавы «Расемон»
14:30–16:00 Обеденный перерыв
16:00–23:00 «Île Thélème»
16:00–17:30
Воркшоп
Габриэла Селиванова (ММКШ; РГГУ). Документализм в художественных фильмах Педру Кошты
17:30–19:00
Воркшоп-семинар
Глеб Пирятинский (киностудия mal de mer films). Фотогения и импрессионизм в кинематографе
19:00–20:30
Воркшоп
Йоэль Регев (ЕУСПб). Фильмы детства
21:00–23.00
Исследовательский киноклуб
Антон Лукин (киностудия mal de mer films). Cinema of devotion: Натаниэль Дорски
26 октября (суббота)
12:00 – 15:00 РГГУ, ауд. 273 (7 корпус)
12:00–13:00
Доклад-лекция
Олег Аронсон (ИФ РАН). Тактильное бессознательное (стереокинематограф и пределы визуальности)
13:00–15:00
Доклады
Анагата Жулитова (независимый исследователь). Неинтенциональный взгляд: камера
Артём Морозов (независимый исследователь). Фильмическое реальное: о «метакино» и «спецэффектах»
Данила Волков (НИУ ВШЭ). Кольт пропел о Пирсе: вестерны и образы в “Кино” Ж. Делеза
Александр Поляков (Саратовский государственный технический университет). Алексей Герман-старший: модернизм под маской реализма
15:00–16:00 Обеденный перерыв
16:00–17:00
РГГУ, ауд. 273 (7 корпус)
Воркшоп
Федор Докучаев (студия постпродакшена "MANGA"). Цвет и время: как цветокоррекция влияет на темпоральность фильма
17:00–18:15
РГГУ, ауд. 273 (7 корпус)
Воркшоп
Вячеслав Иванов (ММКШ). Обезьяны, слепые пенсионеры и объектив кинокамеры (Просмотр и обсуждение отрывка из фильма «Земля тишины и темноты» Херцога)
18:30–20:00
РГГУ, ауд. 444 (6 корпус)
Воркшоп
Марина Донская (режиссер, независимая исследовательница). «Образ» (мастеркласс по фотосъёмке)
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.