График работы: вт–вс 11:00–20:00 пн — выходной «Холст. Масло. Пеноплекс»: Вторая выставка нового проекта «Материалы творчества» — «Холст. Масло. Пеноплекс». Выставочная концепция предполагает, что каждая выставка расскажет о паре материалов в творчестве художников, чаще соединённых друг с другом по контрасту, но в некоторых случаях и родственных. В этой экспозиции объединяющим началом станут не только материалы, но и, в первую очередь, сам творческий тандем двух художников — живописца Ирины Александровны Старженецкой и скульптора Анатолия Федоровича Комелина. Помимо упомянутых в названии материалов, объединяющей идеей выставки стало стремление обоих художников к обнажению сущностных свойств натуры, к выражению вечных смыслов и сюжетов. Идут они к этому единому содержанию через разные отношения с художественной материей. Ирина Старженецкая создаёт абстрактно-символическую живопись, используя классические «холст, масло». Анатолий Комелин прибегает к маргинальному для художественного творчества материалу — пеноплексу, привычному скорее на стройке, чем в академической мастерской, выражая с его помощью традиционные, «вечные», нередко библейские темы. В творчестве Ирины Старженецкой сплетаются два важных направления русской культуры. С одной стороны, это наследие русского авангарда с его поисками цвета и смелыми экспериментами с формой. С другой — влияние древнерусской монументальной живописи с её лаконичной выразительностью символов и уверенным освоением пространства. Это сочетание придаёт работам Старженецкой неповторимый художественный почерк. Через живопись художник стремится передать эмоции и переживания, выразить то, что невозможно передать словами. Этот подход, ставший результатом не только природного дара, но и глубокой интеллектуальной работы, сформировал уникальный художественный почерк Старженецкой, отличающийся пластической свободой и мощной живописной экспрессией. Анатолий Комелин по праву считается одним из самых самобытных скульпторов современности. Начав с традиционной фигуративной пластики, он постепенно пришёл к лаконичному и сдержанному художественному языку. Его работы отличаются высокой степенью условности — избегая излишней детализации, мастер раскрывает мощь и выразительность минималистичной формы. В последние годы он всё чаще обращается к религиозной тематике, создавая классические образы в глубоко личной интерпретации. Для Комелина погружение в древнерусское искусство — это не стилизация, а подлинное, прочувствованное переживание, пропущенное через призму собственного восприятия. Двигаясь от предметности к всё большей абстракции, он стремится выразить суть бытия, превращая дерево, камень, а порой и «случайные» предметы в произведения, наполненные смыслом и внутренней силой. Произведения художников находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства и в других крупнейших музеях нашей страны и за рубежом. Галерея «Выхино» с гордостью экспонирует работы мэтров национального искусства в своём выставочном пространстве. «Протомузей»: «Протомузей» — совместный проект галереи «Выхино» и творческой студии «Мастерской-ТАФ», который знакомит посетителей с материально-предметной культурой прошлого и её отражением в современном дизайне и искусстве. Экспозиция музея в основном представлена архаичной мебелью, крестьянской утварью, рабочими инструментами и орудиями труда — всем, что в галерее называют «протодизайном». Но чтобы понять его идею, стоит разобраться в семантике названия. «Прото» означает «первый смысл». С греческого это «первый» (как прототип). «Музей», понятно, — традиционный культурный организм, содержащий в своей основе коллекцию. Рядом с этим находится понятие «Протокультура», которое мы считаем своим открытием. Что такое «культура» с латинского? Это «возделывание», «образование», «воспитание». Народного мастера никто не воспитывал. То, что он делал, было продиктовано природой, жизненными условиями, укладом и необходимостью. Поэтому, на наш взгляд, «прото» — это «искусство до искусства», «дизайн до дизайна» (без авторских амбиций создателя). Если взглянуть на любой из экспонатов, будь то лубяной короб, деревянные грабли или рубель — можно отметить, что все сделано просто, естественно, экологично и функционально. Такие пожившие, обветшалые предметы завораживают своей честностью, естественностью, подлинностью. Знакомя с ними, создатели музея хотят помочь всем нам, обратившись к своей истории, открыть для себя красоту устройства вещи, которая сделана умно и точно в соответствии с необходимостью. А также показать связь между достоинствами архаического российского дизайна и последующими проявлениями дизайнерской мысли. Ведь без понимания этих основ трудно представить дальнейшее здоровое развитие российской материально-художественной культуры.