Это один из ранних романов писателя, написанный, когда ему было 25 лет, и вместе с тем одно из наиболее известных (и любимых в Бразилии) его произведений. Входит в «баиянский цикл» романов, повествующих о жизни бедняков в бразильском штате Баия в 1930-40-е годы. Тысячи покинутых беспризорных детей скитаются по просторам Южной Америки. В Бразилии они роются в отбросах, попрошайничают и воруют. Их дом — улица, их кумир и своего рода Робин Гуд — кровавый террорист Лампиан, герой Бразильской бедноты; они озлоблены и одиноки. Чтобы не пропасть по одиночке, они сбиваются в шайки и терроризируют благополучных горожан. Одна такая шайка нашла пристанище среди песчаных дюн, на берегу океана. В народе их называют — «генералы песчаных карьеров». Эти парни готовы сражаться за кусок хлеба, и не позавидовать тому, кто окажется у них на пути — эти мальчишки опасны и жестки. Однако и у них есть сердца, есть желание любить и быть любимыми. Поэтому, когда беспризорники знакомятся с девушкой Дорой и ее братом, которых родственники выгнали на улицу, «капитаны песка» дают новым сиротам кров, еду и защиту. Добрая, отзывчивая и бесстрашная Дора быстро вливается в мужской коллектив, заменяя одиноким мальчишкам и сестру, и мать. Вместе они совершают немало дерзких ограблений, не подозревая, что дни их бандитской коммуны сочтены… Спектакль «Капитаны песка» в постановке В. Спесивцева — это танец, борьба, гимнастика, акробатика, музыка — все вместе. Музыка и ритм обретают телесное воплощение в движениях, декоративный танец наполняется живой игрой двух людей, нападение, защита, обман, бахвальство, усталость, примирение, обида — все это рождается в игре, танцует, борется в едином действии.