Юрий Лоза — личность на музыкальной арене весьма незаурядная. Его творчество нельзя назвать ровным, движение к мастерству поступательным, а музыкальный стиль обрисовать определёнными рамками. От психологически глубоких баллад — к шутовскому балагану, от берущей за душу лирики — к высмеивающей её же иронии. Иногда его бросает в крайности, иногда он пересекает грань, именуемую словом «мера», а порой и «вкус», но всё это можно списать на издержки натуры — богатой, одарённой и не успокаивающейся. Начало музыкальной карьеры Юрия было в этом плане, а точнее, в этой разноплановости, символичным. Город Алма-Ата, где он в студенческие годы подрабатывал на торжествах, был многонациональным, музыка на свадьбах требовалась тоже разная, Юрий легко пел как популярные шлягеры, так и народные песни казахов, армян, татар, уйгуров. Это была своеобразная студия мастерства, изучения восточного колорита и школа понимания аудитории. Пригодилось всё. Советский зритель впервые услышал Юрия Лозу в 80-х. Хороший старт — казанский «Интеграл» с Бари Алибасовым, удачное и очень своевременное попадание — Примус с его неплохими студийными возможностями, закономерное продолжение — «Зодчие», как доказательство творческой состоятельности и индивидуальности после путаницы с Примусом. Сейчас Юрий Лоза практически всегда выступает один. Он не пишет для других и не даёт им исполнять свои песни. Стихи, которые написал Юрий Лоза, и аккорды песни должны и могут звучать только в его исполнении. О причинах говорит просто: «Я не хочу, чтобы моя песня умерла вместе с чужим творчеством». В формат эстрады в том виде, в котором она существовала и существует в России, Лоза не вписывался никогда. Более того, его отношение к ней можно без натяжки обозначить словом «ненависть». В начале творческого пути вокруг нашей эстрады китайской стеной стояли бесконечные худсоветы, цензура и запреты. Теперь, когда запреты сняты и всё стало доступно, но за большие деньги, он не приемлет её сам. Тем не менее, это не помешало Лозе вписать своё имя в современную музыкальную энциклопедию и как эстрадного певца, и как барда, и как исполнителя рок-н-ролла. Его музыкальный стиль постоянно трансформируется, иногда его творческий путь пересекается с другими исполнителями и группами, но неизменно снова остаётся один на один с самим собой. Это типичный автор-исполнитель, поющий собственные песни под собственный аккомпанемент. В записях он использует многоканальную аппаратуру, практически все партии записывая в собственном исполнении. На концертах — только сольная гитара. Несмотря на разноплановое авторство, Лоза практически никогда не остаётся в рамках одной песни. Чаще всего он мыслит песенной серией, объединённой циклом личных размышлений, точкой зрения и, наверное, более всего, настроением. В этом — его честность. Он не верит приверженцам одного стиля, потому что человек — это всегда разное настроение. Есть музыка «под чашечку кофе», под ходьбу пешком, под езду на машине, под танцы и под одиночество. Она не может быть одна даже у любителей определённого направления. Это — как джинсы на каждый день, в которых, однако, не пойдёшь в театр. Только талантливо передающие настроение поэта стихи правильно ложатся на музыку, написанную другим человеком. Если же талант поэта и композитора рождаются не только в одном человеке, но и в равной мере — это большая удача. Музыка и стихи становятся равноценными и равноправными, образуя одно неделимое художественное понятие — песня!