Любая публичная деятельность предполагает уверенное владение голосом и речью. Литературное произношение, отсутствие дикционных недостатков, выразительный и выносливый голос — часть профессиональной культуры не только представителей творческих специальностей. Сценическая речь давно вышла за пределы театра, и сегодня множество людей осваивает искусство речи для свободного общения, успешного бизнеса и эффективной политики. Предлагаемый курс включает в себя групповые занятия-тренинги по внутренней свободе, речевому дыханию, развитию голоса, артикуляции и дикции, орфоэпии, интонации и аргументации для развития коммуникативных возможностей человека. Цель обучения — развитие технических навыков публичного выступления. Практические задачи обучения: — Укрепление психологической свободы публичного выступления; — Приобретение навыков профессионального речевого дыхания; — Разработка убедительного, выразительного, выносливого голоса и умелое владение им; — Активизация речевого аппарата; — Выработка навыка естественной дикции для чёткой, ясной, понятной речи; — Овладение литературным произношением, согласно традициям и современным нормам русского языка; — Освоение правил пользования речевой паузой; — Развитие интонационного разнообразия; — Создание индивидуального комплекса тренировочных упражнений. Программа курса «Искусство публичной речи». Основные разделы: Основы публичного выступления. Отличие «разговорной» речи от речи публичной. Профессиональные требования к голосу и речи. Психологические установки публичного выступления. Внутренняя свобода оратора. Природа и преодоление психологических «зажимов». Тренинг уверенности в себе. Дыхание и голос. Основы физиологии дыхания и голосообразования. Дыхание в жизни и дыхание в публичной речи. Типы фонационного (речевого) дыхания. Корректировка фонационного дыхания. Техника короткого, бесшумного вдоха и длинного, экономного выдоха. Грудные и головные резонаторы. Регистры голоса. Акустический импеданс. Дыхание и фонация с сопротивлением. Нахождение и укрепление дыхательно-голосовой опоры. Посыл голоса. Развитие диапазона голоса. Предупреждение профессиональных заболеваний голосового аппарата. Артикуляция и дикция. Работа над дикцией. Активизация речевого аппарата (развитие и контроль мышц челюсти, языка, губ, мягкого неба). Артикуляция гласных звуков. Артикуляция согласных звуков. Исправление распространенных речевых недостатков. Дикционные упражнения (гласные звуки, согласные звуки, звукосочетания, чистоговорки и др.). Речь в движении. Литературное произношение. Понятие литературного произношения и говора. Отличие устной и письменной речи. Старомосковское и современное произношение. Ударение в слове. Ритмика русской речи. Основные правила литературного произношения (качественная и количественная редукция гласных звуков, оглушение и ассимиляция согласных звуков, частные случаи). Мелодика речи. Произношение русских отчеств. Произношение заимствованных слов. Активизация речевого слуха, выработка навыков слухового контроля за произношением. Работа над говором. Интонация. Смысловые паузы и ударения. Способы речевого воздействия. Интонация в публичной речи. Эффект убедительной речи. Смысловые ударения и паузы. Интонационное разнообразие и выразительность. Развитие образности речи. Чтение с листа незнакомого текста. Подготовка публичного выступления. Мстислав Пентковский — театральный режиссёр, педагог по сценической речи. Выпускник МГУ им. Ломоносова, Института повышения квалификации работников радио и телевидения, Театрального института им. Бориса Щукина и Российского института театрального искусства (ГИТИС). 2002–2014 — ведущий авторских программ и линейного эфира на радиостанциях «Серебряный дождь», «Голос России», «Радио России. Культура». 2005 — преподаватель техники речи в Российском государственном гуманитарном университете (Институт массмедиа). С 2004 — руководитель Студии ораторского искусства и публичных выступлений «Во весь голос». Среди режиссёрских работ — «Петя и волк» С. Прокофьева, «Дневник Анны Франк» Г. Фрида и «Путеводитель по оркестру» Б. Бриттена (Мариинский театр), «Евгений Онегин» П. Чайковского (Московский камерный музыкальный театр им. Покровского), «Пиковая дама» П. Чайковского и «Страсти по Иоанну» И.С. Баха (Московская филармония), «Квадратура круга» и «Аллегории» А. Ананьева (Центр драматургии и режиссуры), «Брундибар» Г. Красы (Волгоградский музыкальный театр, Московская филармония, Эрмитажный театр, Михайловский театр, Мариинский театр, Филиал Мариинского театра в Республике Северная Осетия-Алания, Сахалинский международный театральный центр им. Чехова, Русский театр Эстонии). В 2016 г. Мстислав Пентковский стал победителем Конкурса молодых режиссёров Мариинского театра. В 2016 году постановка Мстислава Пентковского оперы «Брундибар» в Филиале Мариинского театра во Владикавказе стала лауреатом Российской национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Событие года».