«Интересно задуматься о том, кто в «Идиоте» главный герой. С одной стороны, конечно, князь Мышкин. Он резко отличается от других действующих лиц. Мышкин — человек «извне», он приезжает в Россию из Швейцарии, где прожил долгое время. Поэтому он способен взглянуть на Россию не только «изнутри» как русский человек, но и с позиции другой культуры. Достоевский ведь и сам писал «Идиота», находясь за границей. Мышкин — не такой, как все, еще и потому, что он болен; его взгляд на действительность поневоле отличается от взгляда окружающих его здоровых, или „нормальных“ людей. С другой стороны, князь Мышкин — не только действующее лицо. Он — еще и зритель разворачивающейся перед ним драмы, в которой другие герои — актеры. Играя свои роли, они втягивают Мышкина в свое действие, и он становится «идиотом» в том смысле, что перестает отличать правду от вымысла, свою правду — от чужой игры. Романы Достоевского верно называют «полифоничными». Это значит, что каждый из героев претендует на обладание некой конечной правдой. В столкновении разных правд рождается новая реальность, в которой с равной силой звучат разные голоса. В этом смысле все герои «Идиота» — авторы сюжета; все герои главные, они даже спорят за авторство своей истории. Поэтому в романе невозможно определить одну правду — «главную» для всех. В этом хоре голосов Достоевский стремится услышать и предугадать будущие судьбы своей страны и ее людей. «Идиот» — это, конечно, роман о России.»