Кёгэн — «безумные слова» — короткая одноактная комедия, исполняющаяся в перерывах между музыкально-лирическими драмами Но. Фарсы кёгэн берут своё начало от старинных видов народного театрального искусства — саругаку («весёлые игры») и дэнгаку («полевые игры»), включавшие в себя акробатику, фокусы, клоунаду, пантомиму, пение и танец, а впоследствии и сюжет. Долгое время комедии кёгэн игрались в промежутках между пьесами, но с начала XX в. стали развиваться как самостоятельный театр и в настоящее время известны во всём мире и переведены на многие языки. Среди сюжетов кёгэн — взаимоотношения между чванливым хозяином и хитрыми слугами, семейные ссоры мужа и сварливой жены, волшебные превращения и обычные житейские ситуации. Мир людей во всём его прекрасном несовершенстве предстаёт перед зрителями как высокое искусство смеха и комедии. Лекция Н.Ф. Клобуковой, специалиста по истории японской культуры, будет посвящена истории кёгэн, а также личному опыту участия в постановке кёгэн на сцене японского театра Оэ ногакудо (г. Киото). В лекции принимают участие магистранты НИУ ВШЭ, участники Московского театра кабуки Андрей Ратничкин и Георгий Рыбин.