Город и промысел. Встреча в Казани

Город и промысел. Встреча в Казани
Государственный музей-заповедник "Царицыно"
Государственный музей-заповедник "Царицыно"
Государственный музей-заповедник "Царицыно"
Государственный музей-заповедник "Царицыно"
Государственный музей-заповедник "Царицыно"
Государственный музей-заповедник "Царицыно"
Государственный музей-заповедник "Царицыно"
Государственный музей-заповедник "Царицыно"
...

Выставка «Город и промысел. Встреча в Казани» продолжает серию проектов «Царицына», посвященных культуре и традиционному искусству мусульманских регионов России. Два года назад музей подробно рассказывал о традиционном искусстве Дагестана на выставке «Путь Патимат». Новый проект — об истории народного искусства татар от Средних веков до нашего времени. Выставка создана в партнерстве с Национальным музеем Республики Татарстан, при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и Департамента культуры Москвы.

 

Главные герои выставки — промыслы, перенесенные человеком из деревни в город. У каждого своя судьба. Кожаная мозаика и вышивка из кустарного производства превратились в художественную промышленность; этому способствовали мастера и купцы из Казани и других городов, активно торговавшие по всей Средней Азии, Поволжью и Европейской части России. Ювелирное дело стало авторским искусством. А вот ткачество в городе не прижилось да так и осталось частью деревенского уклада: самотканые полотенца закупались горожанами только для праздников, а все прочие потребности закрывал богатый выбор привозных тканей в городских лавках.

 

Основной акцент в экспозиции сделан на событиях рубежа XIX и XX веков. Татарстан в то время был регионом с самой активно растущей промышленностью и духовным центром мусульман всей России. Татарские купцы — Апанаевы, Апаковы, Юнусовы, Галеевы — ставили традиционные промыслы на промышленные рельсы и через широкую торговую сеть распространяли «азиатские товары» по всей России и дальше, в Западную Европу. Язык, религия и живой интерес к знаниям скрепляли общество: в городах открывались театры и библиотеки, появлялись типографии и печатавшаяся в них периодика, трансформировалась система образования, менялись традиционный быт и семейный уклад.

 

Выставка занимает десять залов Хлебного дома. Каждый посвящен одному татарскому промыслу: от ювелирного искусства до кожаной мозаики, вышивки и шамаиля. Гуляя по залам, посетители как будто проходят город насквозь, знакомятся с его традициями и судьбами горожан.

 

В зале «Миллет/Наше все» речь идет о богатом шумном городе конца XIX века, где полно мастерских и живет огромное количество народу. Зал «Ана тэлэ/Язык матери» посвящен тихой сельской культуре поволжских татар, детству, ткачеству и шитью. Зал «Гузеллек/Красота» — о ювелирном искусстве, прославившим татарских мастеров среди народов Поволжья и Средней Азии. А «Иман» — о вере, которая всегда была столпом самосознания татарского народа и остается им поныне. Центральные экспонаты этого зала — татарский шамаиль, литографии и картины на стекле религиозного характера начала XX века, а также работы современных художников, выполненные в той же технике.

 

Помимо предметов куратор Ксения Паршина собрала для выставки коллекцию историй о татарах, живших на рубеже столетий. Например, история о часах с боем. С точки зрения морали прослушивание музыки в татарском доме начала XX века считалось занятием неоднозначным и часто осуждалось. Но люди нашли оригинальный выход из ситуации: они подводили время на часах таким образом, чтобы бой превращался в мелодию. В экспозиции такие часы есть — производства московской фирмы Моргуновых конца XIX века.

 

Современное искусство Татарстана во многом наследует традиционному. Самый первый экспонат на выставке — войлочный триптих, гобелен «Сады вечности» казанской художницы Альфии Ильясовой, созданный по мотивам молитвенного коврика-намазлыка начала XX века из собрания Национального музея Татарстана специально для выставки. В залах «Миллет/Наше все» — кожаная мозаика Наили Кумысниковой и расшитые вручную бархатные калфаки Луизы Фасхутдиновой. В экспозиции можно посмотреть видео участников творческой лаборатории, прошедшей летом в Казани под руководством визуального антрополога и медиахудожника Ксении Диодоровой — о татарском фольклоре и его сильнейшем влиянии на современную культуру. В параллельной программе к выставке этот факт будет доказан неоднократно: на лекциях, творческих встречах, кураторских экскурсиях, концертах этнической музыки, кинопоказах авторского кино, занятиях по каллиграфии и вышивке, научной конференции о взаимодействии промыслов и города.

 

По мнению куратора, выставка должно напомнить посетителям музея, что татарское искусство — не экзотика, а часть нашей общей истории, которую многим из нас еще предстоит изучить. «Сотни лет наши народы жили бок о бок, — говорит Ксения Паршина, — и мы уверены, что знаем друг о друге все. Но это не так. Выставка показывает, что татарское народное искусство не ограничивается вышитыми головными уборами и узорными сапогами. Многое в культуре татар отзывается посетителю, многое узнается как свое. Истории из жизни промыслов и горожан поражают мое воображение, и я уверена — удивят и наших гостей. Разбудить восприимчивость, сформировать новый взгляд на искусство поволжских татар — вот задача максимум новой выставки. Приходите в «Царицыно» удивляться».


Стоимость 350 - 630
https://tsaritsyno-museum.ru/kupit-bile…
Источник: Культура.рф
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Государственный музей-заповедник "Царицыно"

похожие мероприятия

Все мероприятия в Москве
12 декабря, 17 декабря ...
Дек
14
Дек
19
18 декабря, 11 января
Дек
20
22 декабря, 03 января ...
14 декабря, 17 января ...
12 декабря, 26 декабря ...
Дек
17
14 декабря, 30 декабря