Лучший способ по-настоящему почувствовать искусство «малых голландцев» — не просто смотреть на их картины, а войти в них: сесть за стол, попробовать на вкус хлеб и вино, вдохнуть аромат цитрусовых и остроту сыра, услышать тихие беседы о главном — о смысле жизни и о том, что может противопоставить человек собственной бренности. Наша лекция-дегустация предлагает участникам не только насладиться живописью XVII века, но и буквально прожить голландский натюрморт — через предметы, вкусы и символику. Если для нас «натюрморт» звучит как «мёртвая натура», то для голландцев он был Stilleven — «тихая жизнь»: пространство молитвы, размышления, внимания к каждому знаку. Чтобы прочесть эту визуальную медитацию, необходимо заглянуть в духовный контекст эпохи Реформации, идей Лютера и Кальвина. — Мы проследим, как возникла камерная «тихая живопись» и чем она отличалась от пышного фламандского барокко; — Научимся различать школы Гарлема, Утрехта, Амстердама и Лейдена; — Разберём тайный язык вещей — от тюльпанов и павлинов до лимонов, бокалов, устриц и крошечных отражений в стекле: всё это не просто украшения, а намёки на бренность, надежду, умеренность, соблазны и устремления души; — Особое внимание уделим жанру Vanitas — натюрмортам-проповедям о тщете земного. Там среди роскоши вина и фруктов вдруг проступают черепа, часы или треснувший кувшин, напоминающие о хрупкости человеческой жизни. Голландский натюрморт — это не просто картина «для украшения». Это интеллектуальная игра и духовная практика, в которой простые вещи открываются как символы вечного. И, возможно, именно он научит нас видеть в будничном — бесконечное. О ведущей: Елена Карабин — журналист, искусствовед и лектор. Участница проектов «Культ крыш», «Арт Table».