«Есть в жизни темы настолько серьёзные, что по их поводу можно только шутить», — эта фраза нобелевского лауреата по физике Нельса Хенрика Давида Бор может быть эпиграфом к премьерному спектаклю Вадима Дубровицкого «Две дамочки в сторону севера».
Наша жизнь иногда становится похожа на трагифарс, в ней происходят, всегда неожиданно, трагические события, и чтобы не сойти с ума, нужно научиться смеяться сквозь слезы и шутить по любому поводу.
Спектакль поставлен по одной из самых популярных французских современных пьес драматурга Пьера Нотта, она переведена на многие языки и играется на самых знаменитых театральных подмостках.
Секрет успеха, вероятно, заключается в абсолютной искренности героинь, придуманных автором.
Сестры Аннета и Бернадетта, потеряв самого близкого и любимого человека — дорогую мамочку, неожиданно осознали, что самого главного за свою жизнь они не сказали и не сделали.
Мечты о жареной картошке, баночном пиве, молодом юнце, с которым можно пойти танцевать — кому-то все это может показаться ерундой, и тогда последует самое «страшное» признание: всегда хотела пройтись по улице в узком платье и без трусов с высоко поднятой головой.
Сейчас уже все равно — мамочка не услышит, можно выйти к микрофону, как в модном стендапе, и совершить каминг-аут.
Сценография Семена Пастуха, как всегда, лаконична и очень символична — на сцене светящийся куб, меняющий цвет в зависимости от места, куда попадают сестры — кинотеатр, больница, лифт, подвал крематория, бар, дискотека, поезд, кладбище, автобус, полицейский участок.
Но как только Аннета или Бернадетта хотят признаться в том, в чем они никогда не сознались бы раньше, им приходится выйти за рамки, перешагнуть очерченную светом границу.
Как еще можно заглушить боль утраты? Вспомнить всех мужчин, кто был дорог маме. Зритель сначала теряется от количества, но узнав знакомые: «Азнавур, Филипп Нуаре, Пьер Ришар, Мишель Буке, Жерар Филип, Девос Раймон», — понимает, что речь идет про артистов, которых любила мама.
«Раймон, Раймон, Раймон — так звали папу, и он был единственным мужчиной, кого она любила».
И сестрам приходит, на первый взгляд, совершенно бредовая идея — воссоединить маму с любимым, то есть захоронить урну с прахом в могиле отца, чтобы родители всегда были рядом.
Только так они могут её отпустить. И тогда, быть может, горе отпустит их.
С этого момента начинается их безумное путешествие по поиску кладбища в Амьене, путешествие, которое, кажется, отпустит им все грехи — друг перед другом, перед родителями, перед самими собой.
Путешествие, в котором случится и случайно угнанный 60-местный автобус, и искореженные чужие машины, и полицейский участок. Споря и не соглашаясь, выясняя отношения, выговаривая детские обиды и доставая «скелеты из шкафа», Аннета и Бернадетта поймут, что жизнь продолжается, что можно радоваться незначительным мелочам и быть счастливым, несмотря ни на что.
Но режиссер Вадим Дубровицкий мастер интриги, и финальный ребус для зрителя — почему Анна Якунина и Елена Ксенофонтова в последней сцене выходят в платьях, так похожих на смирительные рубашки — всем предстоит решить самостоятельно.
Мы, например, до сих пор, как и задумано, вероятно, ломаем голову над этой веселой режиссерской головоломкой.