Carmen Arte. Петербург.
Богемные кафе-шантаны Серебряного века
Carmen MMXXV. Кармен-мистерия (в трёх действиях)
Театр Carmen Arte. Русский кармен-романс / Блок — Набоков — Гумилёв /
/ Комитет национального наследия, 2025.
/ Русское общество классического романса, 2025.
/ Арт-журнал «Пантеон», 2025.
/ К 120-летию выхода легендарного поэтического сборника Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1905).
ТЕАТР CARMEN ARTE
Руслан Богатырёв и струнный дуэт Сергея Гуделёва (гитара) и Виктории Аретинской (домра) с премьерой кармен-мистерии Carmen MMXXV. Музыканты русской классической школы при партнёрстве Комитета национального наследия бросают открытый вызов тотальному засилью рэпа и низкопробного шансона.
Carmen Arte — новый иммерсивный театр лирических сновидений, драматический театр пластики голоса и музыки. Жемчужины поэзии высочайшего уровня в декорациях ритмов современной танцевальной музыки. Кармен-романс — одно из направлений интеллектуальной музыки, развитие бардовской песни в сторону слияния русского романса, русского шансона и латиноамериканской песни на основе лирической поэзии Серебряного века.
Художественный руководитель театра Carmen Arte — Руслан Богатырев, историк искусств, лауреат Международного конкурса им. Ф. И. Шаляпина (2011), Международного конкурса старинного русского романса им. Изабеллы Юрьевой (2016), лауреат и дипломант конкурсов классической и эстрадной песни в Италии (Римини, 2011) и Испании (Барселона, 2014), победитель международных соревнований по бальным танцам, вкл. чемпионат мира IPADO World Championship Pro-Am и Открытый чемпионат Италии.
Carmen MMXXV. Кармен-мистерия
—
Сергей Рахманинов: «Мир воображения доказал, что обладает гораздо большей силой, чем реальный мир… Чтобы воспринимать хорошую музыку, нужно быть интеллектуально настороженным и эмоционально восприимчивым. Вы не можете быть таким, когда вы сидите дома, положив ноги на спинку стула. Слушанье музыки — вещь более трудная. Нельзя просто «всасывать» её в себя!»
—
В этот московский зимний вечер Руслан Богатырёв и струнный дуэт Сергея Гуделёва (гитара) и Виктории Аретинской (домра) представят свою абсолютно новую программу Carmen MMXXV (под кодовым римским номером, обозначающим 2025), один из премьерных спектаклей театра Carmen Arte.
В программе прозвучат петербургские салонные и городские романсы, ноктюрны и элегии Царского Села, поэтическая и эрмитажная музыка, современные бардовские и старинные русские вальсы, латиноамериканские румбы и ча-ча-ча. И всё это невероятное многообразие жанров и стилей трёх столетий соединяет в музыкальном театре Carmen Arte завораживающая, пронзительная и мистическая лирика Серебряного века, поэзия сказочного мира трёх его самых изысканных романтиков — Александра Блока, Владимира Набокова и Николая Гумилёва.
От ностальгической элегии пушкинской эпохи к танцевальному биту наших дней. От нетленной русской классики к кармен-романсам в танцевальных ритмах Латинской Америки. От хаоса нравов столичной богемы к вековечной гармонии ритмической музыки и небесного слова.
—
Необычное и незабываемое музыкальное путешествие в камерной атмосфере кафе-шантана. Это не концерт, не спектакль, не лекция, не беседа и даже не встреча. Это мистерия. Кармен-мистерия в трёх действиях… Обращённая к Небу загадка, божественная тайна музыки, слова и чувств.
Мистицизм русской души. Музыкальное воплощение позабытого замысла Всеволода Мейерхольда о мистериальном театре, театре таинств, театре сновидений. Развитие идей и замыслов Александра Блока о театре Музыки — земной и небесной, слышимой и неслышимой, Musica Instrumentalis и Musica Mundana.
Три апостола Серебряного века:
• Александр Блок. Поэзия лирических сновидений.
• Владимир Набоков. Поэзия хрустальной мечты.
• Николай Гумилёв. Поэзия дальних странствий.
Прозвучат кармен-романсы, созданные авторским методом поэтической инкрустации на основе:
Музыкальные декорации для мистерии в форме перкуссионных ритм-плейбеков выполнены аранжировщиком Олегом Князевым.
Практически все кармен-романсы этой программы вы услышите впервые.
—
Руслан Богатырёв — историк искусств, автор и исполнитель русских песен и романсов, основатель и лидер нового музыкального направления (русский кармен-романс) и нового театрального направления (театр Carmen Arte). Лауреат Международного конкурса им. Ф. И. Шаляпина (2011), Всероссийского конкурса исполнителей русского романса памяти Великого Князя К. К. Романова (2012), Международного конкурса старинного русского романса им. Изабеллы Юрьевой (2016), лауреат и дипломант конкурсов классической и эстрадной песни в Италии (Римини, 2011) и Испании (Барселона, 2014).
Автор слов к русским песням и романсам, инструментальным произведениям П. И. Чайковского, Г. В. Свиридова, Д. Д. Шостаковича, М. Л. Таривердиева, А. С. Зацепина и Е. Д. Доги. Автор кармен-романсов на стихи Александра Блока, Николая Гумилева, Константина Бальмонта, Анны Ахматовой, Ивана Бунина, Владимира Набокова, Сергея Есенина, Николая Рубцова, Федерико Гарсиа Лорки.
За свою деятельность по развитию русской музыки награждён почётной медалью В. П. Зубова, директора Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), отца-основателя уникальной русской коллекции струнных инструментов работы итальянских мастеров (Страдивари, Гварнери, Руджери и Амати), положенной в 1919 г. в основу Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России.
Победитель международных соревнований по бальным танцам в категории Pro-Am, вкл. чемпионат мира Pro-Am по шоу (IPADO World Championship Pro-Am, 2020), Открытый чемпионат Италии (XXIX Italian Open Championship, 2013) и Firenze Dance Festival во Флоренции (2019).
Сергей Гуделёв (гитара) и Виктория Аретинская (домра) — музыканты-аранжировщики классической и эстрадной школы, выпускники Российской академии музыки имени Гнесиных, лауреаты многих всероссийских и международных конкурсов, яркий и самобытный струнный дуэт с уникальной манерой исполнения, исповедующий традиции русской классической и народной музыки, европейского стиля Sentimento Brillante, а также современной экспериментальной музыки и танцевальных ритмов народов мира.
Сергей Гуделёв и Виктория Аретинская — приглашённые солисты Московского камерного ансамбля Belsoneco («Благозвучие») п/р Руслана Богатырёва. Участники коллектива выступали на сценах Московского Международного Дома музыки, Концертного зала им. П. И. Чайковского, Концертного зала «Барвиха Luxury Village», Концертного зала Crocus City Hall, Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, Центрального Дома учёных РАН, Дома-музея Ф. И. Шаляпина, Московского дома композиторов.
—
В своей рецензии на поэтический сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (1905) идеолог русского символизма Вячеслав Иванов особо отметил невероятную музыкальность лирических сновидений Александра Блока: «Высшее требование, предъявленное поэзии Верленом: «De la musique avant toute chose» («музыка превыше всего»), — исполнено: везде мелодия или мелодический шёпот. И трагика жизни так истинна в восприятии поэта сострадавшего; и в восприятии поэта ужаснувшегося так ужасна дикая оргия чудовищных личин жизни».
Петербург — город, где родились и выросли Александр Блок и Владимир Набоков, где провёл свои гимназические годы и жил Николай Гумилёв. Таинственная Незнакомка, перекрёстки лунных улиц и каналов, белые ночи над серебристыми зеркалами исполинской реки… Мистический Петербург, город Медного Всадника, египетских сфинксов и ростральных колонн Древнего Рима…
Вас ждёт и краткий исторический экскурс в культуру богемных кафе-шантанов Серебряного века: от Парижа, Берлина и Вены до Петербурга и Москвы. Первопроходцами и лидерами в Российской Империи стали такие заведения, как «Летучая мышь», «Бродячая собака», «Привал комедиантов».
Кафе-шантаны (Café Chantant, «поющие кафе», Le Cafe Concert), ставшие заповедниками музыкального и театрального творчества, во многом способствовали становлению и развитию кабаре, театра миниатюр, театра гротеска, русского и французского шансона, испанского фламенко и даже аргентинского танго. Они же подготовили почву и для зарождения ночных клубов Америки и Европы во второй половине XX века.
В наши дни в Москве преемниками кафе-шантанов Серебряного века стали музыкальные кафе и рестораны, уютные и стильные, — бард-клуб «Гнездо глухаря», джаз-клуб Алексея Козлова, джаз-клуб Игоря Бутмана, джаз-клуб «Союз композиторов», Академ Джаз Клуб, арт-кафе Театра Вахтангова, Magnus Locus и др.
В элитных кафе-шантанах Российской Империи собиралась едва ли не вся богема тех лет — режиссёры, актёры, поэты, литераторы, композиторы, художники, политики: Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов, Максим Горький, Александр Куприн, Леонид Андреев, Александр Блок, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Николай Гумилёв, Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Андрей Белый, Саша Чёрный, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Велимир Хлебников, Михаил Кузмин, Осип Мандельштам, Любовь Менделеева, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Лев Бакст, Иван Билибин, Марк Шагал, Сергей Прокофьев, Михаил Гнесин, князь Сергей Волконский, граф Алексей Толстой, Лев Троцкий, будущий нарком просвещения Анатолий Луначарский, адмирал Александр Колчак, Борис Савинков, лучшие артисты Мариинки и Русского балета Дягилева — Михаил Фокин, Тамара Карсавина, Евдокия Лопухова, именитые иностранцы — Поль Фор, Эмиль Верхарн, Рихард Штраус, Филиппо Маринетти, Макс Линдер.
Владимир Маяковский о «Бродячей собаке», самом знаменитом артистическом кафе Петербурга: «Богема — это было общество изысканно-остроумных и талантливых людей, и ходили туда отнюдь не пьянствовать».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
Музыкальный театр… Театр музыки и слова. Театрализации музыки больших форм хороша известна — опера, балет, оратория, оперетта, мюзикл. А вот что касается малых форм — здесь уже мы вторгаемся на территорию артистических кабаре и кафе-шантанов XIX и XX веков. Во многом их корни лежат в культуре итальянского театра масок эпохи Возрождения — знаменитого театра Комедиа дель Арте (Commedia dell Arte) и традиций Венецианского карнавала.
В искусстве, как и в философии, есть два полюса: первичность духа (идеализм) и первичность материи (материализм). В театре — Небо и Земля, тайна и человек, символ и натурализм. Именно здесь и проходила в Серебряном веке жёсткая конкурентная борьба и в поэзии, и в театре: Блок и Гумилёв, Мейерхольд и Станиславский.
Серебряный век — век изысканного поэтического слова. Вокальная музыка на основе поэзии Серебряного века неизбежно переходит в разряд интеллектуальной музыки.
—
—
ИММЕРСИВНЫЙ ТЕАТР
Иммерсивный театр — модный термин, появившийся с подачи англичан: театральная группа Punchdrunk п/р Феликса Баррета, спектакль «Sleep No More» (2003) по мотивам пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира.
Термин произошёл от английского слова immersive (характеризующийся глубоким вовлечением, погружением в действие, реальность, искусственную среду).
Новое, как известно, — хорошо забытое старое. Корни иммерсивного театра восходят к античным мистериям. Как подметил Л. Н. Толстой в беседе с Вс. Э. Мейерхольдом (1905), богослужения — это театральные представления.
Но погружение совершенно необязательно должно быть связано с действием. Оно может быть ментальным.
Иммерсивный театр Carmen Arte — погружение зрителя через личностное восприятие звукового пространства: музыки и слова. Акустическая иммерсивность.
Подчёркнутая вырожденность действия. Зритель сам ментально воссоздаёт заданные сценарием художественные образы. Подобно тому, как происходит при чтении книги (зрение) или прослушивании радиоспектакля (слух). Но здесь в отличие от книги и радиоспектакля сохраняется живая визуализация исполнителей-актёров и доминирует именно музыка: гармония и ритм. Слово же — поэтическое и прозаическое — выполняет подчинённо-мелодическую роль.
МИСТЕРИАЛЬНЫЙ ТЕАТР
В основе мистерий лежит античность. Аполлон и Дионис… Два главных эллинских божества. Противоположные силы, с которыми живёт человечество и которые непрестанно борются друг с другом. Как проповедовал Ницше, покоривший многие умы Серебряного века, дуальность любого искусства, две его движущие силы — «аристократические» сновидения Аполлона и «варварский» реализм Диониса.
Аполлон: подлинная жизнь как обманчивое покрывало сновидений. Утончённость, изящество, высота духа… Но это иллюзии. Этот солнечный бог околдовал человека, дав ему «анестезию» гармонии. Ни бездн, ни ужасов реального мира. Светозарность вечности.
Дионис: варварский, дикий бог, который вторгается в царство безмятежности и душевной гармонии. Вечно страдающий и воскресающий. Его буйное исступление рождает новые миры. В нём и заключена истинная сущность жизни. Он касается души человека, застывшей в ужасе перед бездной. Человеку открывается новый путь к преображению, к первоединому бытию. В человеке возникает сверхприродное. Он пророк, бог и властелин…
Из письма Александра Блока Зинаиде Гиппиус (1902): «Мне иногда кажется, что несмотря на внешнее опошление современного театра стоит актёру иметь талант, чтобы сейчас запахло литургией. И даже в самой закулисной личности актёра иногда заметна священная черта, какое-то внутреннее бескорыстие и глубокая важность, медлительность и привычка быть королём, жрецом… и немного пророком».
Мистериальный театр…
Идея такого театра будоражила и вдохновляла Всеволода Мейерхольда. Буквально сразу после того, как он в 1902 г. принял непростое решение покинуть любимую сцену. Сцену лучшего театра мира первой половины XX века — Московского Художественного театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
Ещё летом 1905 г., работая в Театре-студии при МХТ, Мейерхольд вместе со Станиславским решили создавать новый премьерный спектакль по пьесе Метерлинка именно так, чтобы в его основе лежали богослужение и идея нежной мистерии грёз. Осенью 1905 г., в самый разгар революционных событий в Москве, Мейерхольд принимает решение ехать в Ясную Поляну. За советом «к мудрому старцу». Из беседы со Львом Николаевичем Толстым (26 ноября 1905 г.). Толстой: «У греков все драмы были религиозные. Были мистерии… Обедни — это тоже театральные представления». Мейерхольд излагает Толстому свою идею театра для широкой аудитории, практически народного театра. Театра мистериального. Отвечающего заветам мистерий и символизма Вячеслава Иванова и Александра Блока. Мудрый старец идею поддерживает, благословляет. И сразу по возвращении в Москву Мейерхольд решает закрыть свой Театр-студию при МХТ и с труппой переехать в Петербург…
В противовес театру психологического реализма, исповедуемого Станиславским, Всеволод Мейерхольд ратует за возврат к театру античности, к театру масок, к Комедиа дель Арте, к театру мистерий. В его понимании театр — аполлиническое сновидение, наброшенное, как покров, на мир дионисийского безумия. Ключевым связующим элементом театрального действия в трактовке Мейерхольда является музыка — слышимая и неслышимая. Именно она формирует и упорядочивает всё театральное пространство. А сама драматическая речь должна подчиняться законам и канонам музыкального искусства. Основным сподвижником и помощником Мейерхольда в этом был Михаил Гнесин.
В одном из писем в июле 1905 г. Мейерхольд раскрыл суть своего понимания мистериального театра: «Спектакль Метерлинка — нежная мистерия, еле слышная гармония голосов, хор тихих слёз, сдавленных рыданий и трепет надежд. Его драма больше всего проявление и очищение душ. Его драма это хор душ, поющих вполголоса о страдании, любви, красоте и смерти. Простота, уносящаяся от земли в мир грёз. Гармония, возвещающая покой».
В 1908 г. последний директор Императорских театров В. А. Теляковский делает неожиданный и смелый шаг — ставит Мейерхольда главным режиссёром всех императорских театров Петербурга — Мариинского, Михайловского, Александринского. Во главе столичной оперы, балета и драмы. Поневоле идея мистериального театра Мейерхольдом была предана забвению и частично возродилась в необычных формах лишь на излёте Российской Империи и уже в годы Советской России.
КАРМЕН-ИСКУССТВО
Кармен-искусство (Carmen Arte) — новое направление, тесно связанное с эрмитажной музыкой, музыкой природы и тишины. Кармен-романс — романс-монолог с возвышенным поэтическим словом — призван соединить слово и уединение, музыку и тишину. Это возврат к первоистокам европейского романса, к Шуберту и Шуману, воспринимавших себя куда скромнее великих Гёте, Шиллера и Гейне, стихи которых в музыке они и воплощали.
Кармен… Это слово восходит к античности. Именно так — кармен (carmen) — именовали стихотворную форму, гимн, заклинание, прорицание в Древнем Риме. Поэтические произведения античности (Горация, Вергилия, Овидия, Апулея) исполнялись чаще хорами в сопровождении щипковых инструментов (кифары, лиры, тригоны).
Кармен — выразительное, мелодически окрашенное, возвышенное поэтическое слово, обращённое к Небу. Возрождение кармен-искусства античности сегодня находит своё воплощение в кармен-романсах и кармен-фильмах.
Кармен-романс — развитие бардовской песни в сторону слияния русского романса, русского шансона и латиноамериканской песни на основе лирической поэзии Серебряного века.
Кармен-романс имеет в разы более высокую насыщенность и вес слова, чем песня или традиционный романс. Здесь нет припевов. Здесь нет заигрывания с публикой. Здесь нет самолюбования. Только искреннее поэтическое слово. И созерцательная эрмитажная музыка…
Кармен-романсы и эрмитажная музыка, напоённые изяществом поэзии Серебряного века, помогают различать и улавливать тончайшие оттенки безмолвного хрустально-чистого мира. Помогают нам постигать глубину Неба и слушать мудрость тишины…
Кармен-романсы продолжают и развивают направление, некогда заданное Микаэлом Таривердиевым. Искренность и доверительность высокого поэтического слова, пропитанного светлой лирической музыкой.
MELOVERSO
Исполнение в стиле MeloVerso (ит. melodia + verso; мелодия + стихи) – дальнейшее развитие идей выдающихся режиссёров и музыкантов Серебряного века:
• директора Императорских театров, директора Русской консерватории в Париже князя С. М. Волконского (выразительное слово),
• основателя Государственного института музыкальных наук, профессора Императорского Московского университета Л. Л. Сабанеева (музыка речи),
• музыкального руководителя Студии Вс. Э. Мейерхольда, профессора Московской консерватории М. Ф. Гнесина (музыкальное чтение).
MeloVerso. Музыкально интонированное выразительное слово: не пение, не речитатив и не мелодекламация. Именно MeloVerso было положено Русланом Богатыревым в основу исполнения духовных романсов и кармен-романсов на стихи поэтов Серебряного века (Carmen Arte).
MeloVerso находится на стыке музыки и театра: этот стиль требует, с одной стороны (музыка), качества тембра, звукоизвлечения, музыкальности, чувства ритма, а с другой (театр) — выразительности речи, точной эмоциональной окраски, проникновенности, молитвенности высокого слова.
БИЛЕТЫ
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Москве в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.