Борис Чайковский — из тех композиторов последнего столетия, которые не гнались за новаторством, но, оставаясь в рамках вполне традиционных для своего времени средств музыкального языка, сохраняли узнаваемый почерк и создавали произведения необыкновенной выразительной силы. В его наследии — пять симфоний, включая Камерную, шесть струнных квартетов и ряд других камерных ансамблей, четыре концерта для солиста с оркестром, музыка для кино, аудиосказки для детей и многое другое. По словам музыковеда Левона Акопяна, Чайковский «твёрдо придерживался несколько старомодной веры в этическую силу музыки» — и в этом совпадал со своим учителем Дмитрием Шостаковичем, отличаясь от него в другом: «партитуры Чайковского, как правило, наделены «позитивным» эмоциональным профилем», завершаясь «либо на спокойной и просветлённой, либо на яркой утвердительной ноте». Это подтверждают сочинения, вошедшие в программу концерта к столетию композитора: и симфоническая поэма «Ветер Сибири», и сюита из музыки к рассказу «После бала» Толстого, и «Тема и восемь вариаций» — одно из наиболее совершенных произведений Чайковского, написанное к юбилею Дрезденской государственной капеллы и ею впервые исполненное. Более того, обратившись к роману «Подросток» Достоевского — для многих писателя мрачного и депрессивного, — Чайковский создал одну из лучших своих лирических мелодий, выбрав для неё хрупкий, щемящий тембр виолы д’амур. Тема стала лейтмотивом одноименного телефильма, из музыки к которому родилась поэма для оркестра. Выбрав для кантаты «Знаки зодиака» трагические стихотворения Тютчева, Блока и Цветаевой, Чайковский завершил её в мажоре — абсурдистской колыбельной Заболоцкого «Меркнут знаки зодиака», сочинив музыку, конгениальную тексту. Исполнители: Московский государственный академический симфонический оркестр; Иван Никифорчин — дирижёр; Венера Гимадиева (сопрано); Сергей Полтавский (виола д’амур); Ярослав Тимофеев — ведущий. В программе — Борис Чайковский: «Подросток» — поэма для оркестра (под впечатлением от романа Ф. Достоевского); «Знаки зодиака» — кантата для сопрано, клавесина и струнного оркестра на стихи Ф. Тютчева, А. Блока, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого); «После бала» — сюита из музыки к радиопостановке по рассказу Л. Толстого (редакция А. Чайковского); «Ветер Сибири» — симфоническая поэма; Тема и восемь вариаций для большого симфонического оркестра. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.