Эта история могла бы произойти в любую эпоху, но непременно в Петербурге, во время белых ночей, когда наступает пора долгих прогулок и случайных знакомств. И именно тогда, когда вечерние сумерки почти сразу сменяются утренними, Достоевский дарит своему герою встречу с неведомыми ранее чувствами.
Мечтатель, как его называет автор, — робкий, рефлексирующий и проживающий все человеческие страсти в своих мыслях и фантазиях, знакомится с девушкой и влюбляется в неё. Она же видит в нём только друга, ища лишь утешения и участия. И когда рассеивается морок белых ночей, Мечтатель вновь остаётся наедине со своим одиночеством. Ведь сказка, увы, всегда заканчивается, и начинается реальная жизнь.
Повесть Фёдора Михайловича Достоевского «Белые ночи», которую он сам неоднократно называл сентиментальным романом, была написана в 1848 году и впервые опубликована в двенадцатом номере журнала «Отечественные записки».
Режиссёр Денис Парамонов: «В период написания «Белых ночей» образ петербуржца-мечтателя, глубоко погружённого в свои вымыслы и верящего в свой выдуманный мир, много изучался Достоевским и его друзьями. Он даже хотел написать большой роман с таким названием.
И вот мы сегодня, спустя почти два века после написания повести, попытаемся понять, где же проходит граница между фантазиями и настоящей жизнью, как человеку ужиться со своими тараканами и демонами и принять себя таким, как есть. Порой на это уходят годы, а иногда и жизни не хватит.
Но герою «Белых ночей» путём сильного стресса это удаётся. А уж примет он себя таким или нет — это, наверное, должны решить зрители, которые к нам придут. Ведь мы делаем спектакль про столкновение человека с его представлением о себе и тем, кем он является на самом деле. А это, как правило, всегда очень расхожие образы».
Источник: ermolova.ru