Программа концерта состоит из знаменитых сочинений, которые принято называть популярной классикой. Эта музыка, написанная в разное время, в разных странах и разных жанрах, сумела покорить сердца публики и пользуется неизменной любовью во всём мире не одно столетие.
«Токката и фуга ре минор» Иоганна Себастьяна Баха — пожалуй, самое известное произведение, когда- либо созданное для органа. Эта музыка — блестящая органная импровизация гения. Одна из тех великих импровизаций, которые будят мысли и чувства и никого не оставляют равнодушным. Тем не менее, в последние десятилетия прошедшего века авторство этого выдающегося сочинения подвергалось некоторому сомнению. Исследователи спорят также о времени написания опуса. Оригинал нотного текста утерян, первая публикация, основанная на рукописной копии немецкого органиста Иоганнеса Рингка (1717- 1778г.) появилась лишь в 1833 году благодаря усилиям Феликса Мендельсона.
Толчком к созданию уникальных «Картинок с выставки» послужило посещение выдающимся русским классиком Мусоргским посмертной выставки художника Виктора Гартмана, близкого друга Модеста Петровича. Стремясь почтить память художника, Мусоргский приступает к работе летом 1874 года. В письме к критику В. Стасову (которому он посвятит завершённый труд) Модест Петрович отмечает:«...звуки и мысли в воздухе повисли...едва успеваю царапать на бумаге. Хочу скорее и надёжнее сделать». Весь цикл был готов за три недели!
Композитор предлагает совершить воображаемую прогулку по выставке. Вместе с Мусоргским, переходя от картины к картине, от предмета к предмету, слушатели совершают необычное путешествие. Музыка то подвижна, как непоседливый гном, то протяжна и лирична, как песня трубадура под стенами старого замка, то мощна и торжественна, как колокольный перезвон во время народных гуляний. Столь яркие художественные образы легко представить и запомнить, их узнают и взрослые, и дети.
Некоторая ироничность и неподражаемая образность присущи и широко известной симфонической поэме уникально одарённого Камиля Сен-Санса, которого Пётр Ильич Чайковский характеризовал как «представителя идеи прогресса в музыке». И хотя Модест Петрович Мусоргский, слышавший «Пляску смерти» в 1875 году во время гастролей Сен-Санса в России, отнёсся к опусу французского композитора весьма скептически, поэма, как и цикл «Картинки с выставки», выдержала испытание временем.
Эти сочинения продолжают звучать во множестве аранжировок, интерпретаций и переложений. Сегодня в сопровождении красочной песочной анимации вы услышите их в исполнении органа.
Исполнители:
Мастер песочной анимации Лидия Миллер
Лауреаты международных конкурсов
Иван Гавриков-орган