График работы: вс, вт, ср 10:00–18:00 чт, пт, сб 10:00–21:00 пн — выходной «Александр Дейнека. Гимн жизни»: Выставка Александра Дейнеки, которая объединила более 200 произведений живописи, графики и скульптуры из собрания Курской картинной галереи им. Дейнеки с работами из коллекции Третьяковской галереи. Сегодня именно Курская картинная галерея обладает наиболее полным собранием наследия знаменитого художника, сформировавшимся благодаря дарам самого мастера и его семьи. Этот факт позволил показать максимально полную и разнообразную ретроспективу творчества Александра Дейнеки. Многие из работ впервые показываются в Москве. В числе знаковых произведений экспозиции — «Футболист» (1932), «Эстафета» (1947), «Будущие лётчики» (1938), «Юный конструктор» (1966), «Автопортрет» (1948) и другие. На выставке представлено большое количество произведений, неизвестных широкой публике: ранние работы художника, эскизы иллюстраций, журнальная графика, зарисовки и дизайнерские проекты. Они раскрывают многогранность таланта художника и вклад Дейнеки в развитие отечественного искусства. Проект охватывает несколько десятилетий творчества художника — с 1920-х до 1960-х годов. Интерес Дейнеки к современности, труду, спорту и технике, его восхищение физическим здоровьем, которое он связывал с духовным совершенством человека, позволили разделить произведения на одиннадцать тематических разделов. Александр Александрович Дейнека (1899–1969) — выдающийся художник советской эпохи, живописец, график, педагог, скульптор и монументалист. Его работы наполнены энергией, динамикой и вниманием к человеку. Родившись в Курске, Дейнека на протяжении всей жизни сохранял связь с родным городом, где жили его близкие. Создав свой собственный стиль, он являет собой редкий пример советского мастера, всегда остававшегося в русле мирового художественного процесса. «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика»: Масштабная ретроспектива Ильи Машкова (1881–1944) — ключевой фигуры раннего русского авангарда, одного из основателей объединения «Бубновый валет» и одного из лучших колористов в искусстве XX века. Выставка объединила около 200 живописных и графических произведений автора, что стало редким событием: работы художника рассредоточены по собраниям России и стран бывшего СССР и впервые экспонируются вместе в таком объёме. Проект позволит проследить эволюцию творчества Машкова — от радикальных экспериментов «Бубнового валета» до поздних работ периода соцреализма, которые до сих пор вызывают острые дискуссии. Одни критики видят в них живописные шедевры, равные искусству старых мастеров, другие — банальность и китч. Экспозиция не только раскроет метод художника на разных этапах с конца 1910-х до начала 1940-х годов, но и даст возможность понять ключевые тенденции развития русского искусства — от авангарда до соцреализма. Основу выставки составляют произведения Машкова из 26 государственных коллекций, а также частных собраний. Экспозиция построена на сопоставлении работ разных жанров и периодов. Художник неоднократно возвращался к одним и тем же темам, переосмысляя их с интервалом в пять-десять лет. Машков развивал своё живописное восприятие на основе метода Поля Сезанна и считал, что это позволит войти в классическую традицию и начать новую эпоху Ренессанса на современном этапе. К выставке подготовлено издание иллюстрированного каталога, в котором впервые опубликован целый ряд фотографий и проектов из архива Ильи Машкова, часть которого хранится в отделе рукописей Третьяковской галереи. Помимо сравнительного анализа живописных произведений, издание содержит кураторские комментарии, сопровождаемые рисунками и архивными материалами, а также публикацию по итогам технологических исследований.