Хтонь — это архетипический образ подземного, скрытого, иррационального и мистического, который проявляется в славянской мифологии, литературных произведениях Фёдора Достоевского, Николая Гоголя, Андрея Платонов, искусстве и коллективном бессознательном. В российской культуре хтонь ассоциируется с образами глубин, тьмы, хаоса, но также с потенциалом рождения нового.
Задача выставки показать многогранность понятия хтони в работах современных авторов. Экспозиция поделена на 4 раздела: «У истоков», «Бескрайние русские пространства», «Русская тоска», «Эстетика многоэтажек». Каждый раздел соединил в себе черты хтонности: мистику, миф, тоску и эстетизированную грусть.
Первый раздел «У истоков» посвящен мифологическим славянским существам. Хтонность проявляется в фигурах таких существ, как леший, домовой, русалка, кикимора и Баба-яга — персонажей, отражающих связь с тёмными силами природы и потусторонним миром. С этой темой работают подмосковные художницы Смирнова Любовь и Наталья Барышникова, которые исследуют хтоничных сущностей славянской мифологии, питерская художница Галина Уждавини с серией работ «Девы-птицы» и московская художница Алёна Жданова, исследующая культурный код России.
Второй раздел «Бескрайние русские пространства» становится продолжением мифологической темы. Раздел посвящен лесам, топям, болотам и глухим деревням, тем местам, где обитают хтонические существа. Художники отображают эти пространства одновременно завораживающими и угрожающими, вызывая чувство трепета и любопытства перед неизведанным. С этой темой работают московские художницы Бажутова Анна и Майя Макарова, которые стремятся показать глубины природы и хрупкости вещей.
Третий раздел «Русская тоска» становится местом рефлексии для авторов. Русская хтонь отражает тягу человека к фатализму, мистицизму. Это проявляется в мрачных настроениях, ощущении безысходности и поиске смысла жизни. С этой темой работает художница Виолетта Милецкая, которая работает с темой сознания.
Четвертый раздел «Эстетика многоэтажек» посвящен современной культуре, в которой «русская хтонь» используется как образ для описания специфического культурного кода, в котором сочетаются мрачный фольклор, сюрреализм и бытовой абсурд. С этой темой работают художницы Анна и Елена Романовы, две сестры. Анна осмысляет хтонность своего детства, а Елена повседневность.
Экспозиция собрала более 40 авторов и более 90 работ. Представлены разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, фотография и керамика. Работы Галины Уждавини, Елена Романовой и Анны Романовой были созданы специально для выставки, и зритель увидит их впервые.
Гостей ждет обзорная кураторская экскурсия.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Люберцах в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.