Ромео и Джульетта

Многие считают, что история Ромео и Джульетты — придумана Шекспиром (1564-1616). Однако он лишь вознес на крыльях поэзии трагедию юноши и девушки из Вероны, сам же сюжет Шекспиру не принадлежит.

История Ромео и Джульетты впервые была рассказана в эпоху Возрождения. В 1524 году Луиджи да Порто (1485-1529) написал новеллу, ставшую очень популярной. Эта новелла привлекла внимание Шекспира. Переняв сюжетную основу, он создаёт новое произведение, в котором герои говорят возвышенным языком поэзии.

С годами уже творение Шекспира стало источником вдохновения для произведений в литературе, скульптуре, живописи и кинематографе. Только в музыке к нему обращались много раз. П.И. Чайковский написал увертюру-фантазию, Г. Берлиоз — драматическую симфонию для солистов, хора и оркестра. О веронских влюбленных написано также 14 опер. Наиболее известны оперы В. Беллини, Г. Берлиоза и Ш. Гуно. Сменялись века, а люди не оставляли попыток выразить в музыке историю Ромео и Джульетты.

Продолжил этот ряд выдающийся русский композитор Сергей Прокофьев (1891-1953), написавший в 1935 году музыку к балету «Ромео и Джульетта».

«Восхождение» балета «Ромео и Джульетты» С.С. Прокофьева на сцену было трудным. Музыка серьезно озадачила постановщиков и поначалу вовсе была отвергнута ими. Большой театр отказался от постановки балета. Ленинградское хореографическое училище также ответило автору отказом. Впервые балет Прокофьева был поставлен балетмейстером Иво Псотой в 1938 году, в театре города Брно (Чехословакия).

Только в 1939 году балетмейстер Л. Лавровский приступил к постановке балета в Ленинградском Государственном театре им. Кирова. Работа шла нелегко. Обращение к Шекспиру было смелым шагом хореографии. Считалось, что воплощение столь сложных философских и драматических тем средствами балета невозможно. Прокофьева упрекали в «нетанцевальности» его музыки.

Танцовщикам потребовалось время для «вживания» в спектакль. Одна из ведущих балетных трупп страны на первых репетициях была настроена скептически по отношению к новой постановке. Молва сохранила весьма прохладные отзывы Г. Улановой об этом балете в период, когда она только приступила к репетициям. (Ей даже приписывали двустишие, популярное тогда в театре: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете»).

Но работа все расставила по своим местам. «...Чем больше мы вслушивались, чем больше мы искали, экспериментировали, тем ярче вставали перед нами образы, рождавшиеся из музыки. И постепенно пришло ее понимание, постепенно музыка становилась удобной для танца, хореографически и психологически ясной», – вспоминала Г. Уланова.

Зрительский успех к балету тоже пришел не сразу. Премьера состоялась 11 января 1940 года в Ленинграде. Партию Джульетты танцевала Галина Уланова, Ромео – Константин Сергеев. Постановка была не понята публикой.

С первой постановкой «Ромео и Джульетты» связана целая плеяда блистательных имен. Но, прежде всего, говоря об этом балете, вспоминают имя Галины Улановой. Джульетта была особой ролью в жизни балерины. Образ шекспировской героини считается самой яркой и пронзительной краской в творческой палитре Улановой. Именно ее назвали «душой» этого балета. «Ее Джульетта — средоточие света, гуманизма, духовной чистоты и возвышенности, которые пленяли с первых минут ее появления на сцене», — так оценивал работу Улановой С. Прокофьев.

В 1956 году Большой театр гастролировал в Великобритании. Балет «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой в главной роли буквально покорил публику. Российский балет, после знаменитых Дягилевских сезонов в Париже, вновь был на вершине славы, подтвердив преемственность традиций русской хореографии.


Стоимость 700

Красноярский театр оперы и балета

похожие мероприятия

Все мероприятия в Красноярске
Ноя
28
Ноя
22
18 ноября, 19 ноября ...
Ноя
30
Ноя
24
Ноя
20
19 ноября, 20 ноября ...
Ноя
24
Ноя
20
Дек
01
23 ноября, 30 ноября ...
18 ноября, 19 ноября ...
28 ноября, 06 декабря ...
19 ноября, 20 ноября ...
Ноя
29