Лекция предлагает анализ художественного опыта «современного искусства» середины и второй половины ХХ века, рассматривая его через призму критики европейских и американских концепций отечественными искусствоведами 1950−1970-х годов. Мы исследуем парадоксальную общность источников и целей двух, казалось бы, противоположных направлений: «прогрессивного» искусства, борющегося за реализм и правду видения, и авангардизма, отстаивающего свободу выражения. Как эти течения, несмотря на различие методов, отвечали на вызовы своего времени? И как их диалог повлиял на понимание искусства сегодня? Это разговор о противоречиях, пересечениях и поиске нового языка в эпоху культурных трансформаций. Современное искусство — это не просто визуальные эксперименты или провокации, а сложный культурный феномен, отражающий вызовы и трансформации общества. Слушатели курса рассмотрят, как искусство становится инструментом самоосознания, критики и преобразования социума, и ответят на вопросы: зачем современному человеку искусство, как оно влияет на нашу жизнь и почему его значение выходит далеко за рамки эстетики. Слушатели на курсе: Узнают, почему искусство, возникшее почти 150 лет назад, называется «современным» и исследуют социальные и коммерческие причины его появления в начале ХХ века; Изучат хронологические, географические и эстетические рамки современного искусства; Узнают, как разрыв с художественной традицией повлиял на искусство и дизайн и почему принципы авангарда стали частью современной культуры; Проанализируют художественный опыт середины ХХ века и критику абстракционизма; Познакомятся с нонконформистскими практиками и искусством молодых в СССР 1970−1980-х годов; Исследуют «современное искусство» 2000-х годов, современные тенденции и то, как современное искусство отражает глобальные процессы. Лектор: Елена Бем — искусствовед, живописец, педагог.