Оперетта в 3 действиях
Дом Генриха Айзенштайна. С улицы доносится пение Альфреда – он ухаживает за женой Айзенштайна Розалиндой. Горничная Адель посмеивается над его робкими ухаживаниями. Супруг Розалинды получает неделю тюрьмы за оскорбление судьи, но вместо этого отправляется с друзьями на бал-маскарад у русского князя Орловского. Туда же хочет попасть и Адель. Чтобы проследить за Генрихом, Розалинда соглашается и отпускает её, одолжив ей своё платье. Альфред предлагает Розалинде воспользоваться отсутствием мужа и тоже отправиться на бал к Орловскому. Для этого случая он раздобыл маскарадный костюм летучей мыши для Розалинды и приглашение на имя директора французского театра месье Шевалье Шаграна и его супруги для них обоих. Сам же Альфред переодевается в пижаму Айзенштайна – неожиданно появившийся директор тюрьмы Франк арестовывает его. Розалинда просит Альфреда сыграть на время роль её мужа. Франк уводит захмелевшего Альфреда в тюрьму, и тот по пути отдает ему своё приглашение на бал.
Бал у князя Орловского. Ничего не подозревающий муж влюбляется в свою же жену. После бала в тюрьму приходят начальник и добровольно сдавшийся настоящий виновник, потом Адель и Розалинда – происходит ряд комических сцен узнавания. Розалинда возвращает мужу часы, подаренные им ей на балу. Он при всех просит у неё прощения.
5 апреля 1847 года оперетта была впервые поставлена в театре «Ан дер Вин». В это трудно поверить, но «Летучая мышь» не выдержала и 20 представлений в первом сезоне. Лишь после огромного успеха оперетты в Берлине, где она прошла ни много ни мало – 100 раз, венцы значительно изменили своё отношение к этому произведению.
В основе сюжета лежит реальная история, которая на самом деле произошла в Париже: на карнавале муж не узнал свою жену в костюме летучей мыши и влюбился в «незнакомку». Забавный анекдот не оставил равнодушными французских драматургов А. Мельяка и Л. Галеви. Их пьесу купил директор венского театра «Ан дер Вин». 22-летнего композитора Иоганна Штрауса она так вдохновила, что он написал партитуру всего за 6 недель. Венские драматурги К. Хаффнер и Р. Жене лишь несколько переработали пьесу, изменив имена действующих лиц. Кстати, именно Жене дал ей название «Летучая мышь».
«Летучая мышь» является образцом жанра венской оперетты. Без неё невозможно представить репертуар любого музыкального театра.