Художник Федор Ширяев родился 28 июня 1964 г. в г. Кирове в год дракона по восточному календарю, влияние планет одарило его натуру яркостью, быстротой, коммуникабельностью. С детства Федор тянулся к постижению нового, любил читать, слушать музыку.
Окончил тех. училище № 19 по специальности "художник-оформитель-витражист" (1984), работал художником в газете "Вятский Наблюдатель", где развивал свой талант художника-графика. В 1997 г. посетил своего одноклассника и друга, который жил в большом творческом сквоте (тогда это называлось "Капитальный ремонт"), прожив около месяца среди арт-сообщества питерского андеграунда, общался и посещал мастерские известных питерских авангардных художников Маслова, Инала Савченкова, Боба Кошелохова, Евгения Козлова. Художникам тогда было свойственно пренебрежение качеством материалов и стилистической однородностью, что уже тогда сближало их с ранними футуристами.
В 2000 г. учился на курсе «Новые художественные стратегии» ИПСИ Института проблем современного искусства при академии Современного Искусства фонда Сороса в г. Москва - прошел обучение, смотрел выставки современных художников, прослушал курс лекций профессора искусствоведа О. В. Аронсона, где получил масштабные знания о современном искусстве и культуре.
В Москве художник обретает новые возможности, заинтересованных покупателей, объединившись со своей женой искусствоведом Еленой Ольховой, активно подключившейся к продвижению автора, выставляется в московских галереях в коллективных выставках совместно с молодыми нонконформистскими художниками того времени. Теперь Ширяев создает серии работ в своем уникальном и вполне узнаваемом стиле. Работы Фёдора Ширяева того времени можно отнести к направлению «Новые дикие» или «Новые фовисты» — течение немецкого постмодернизма в живописи.
Течение возникло на волне новой моды на экспрессионизм и фовизм (отсюда само название, напоминающее о фовистах (Матисс, Пикассо), как «старых диких»). Импульсивные и эмоциональные работы Ширяева, порой с эротическим флером, теперь новый стиль его самовыражения, противостоящий концептуальному искусству и реализму.
Живопись, графика и скульптура малых форм - вот три направления, в которых работает автор, обычно сохраняя фигуративность, его работы отличаются своеобразным «варварским лиризмом» (близким новейшим течениям рок и поп-музыки), включает массу загадочных знаков, символов, модернистского кубизма, нередко отправляет нас к стилю граффити.
Дистанцируясь от концептуализма, Ширяев тяготеет к фигуративности, цвету, экспрессивности, спонтанным методам создания произведений, апеллируют к фовизму, живописи Анри Матисса, Жана Метценже. Другие творческие источники — многообразные формы современной субкультуры.
В России движение «Новых диких» возникло во времена горбачевской перестройки, конец 80х - начало 90х в г. Ленинграде. Одной из его первых акций стала организация выставки «Объект 0», под руководством Тимура Новикова, объединившей произведения молодых художников, как новый взгляд на искусство живописцев старшего поколения, соответствующий постмодернистской установке на творческое освоение художественного наследия прошлого.
Тематика картин
В 2000е Федор изменяет свою постмодернистскую манеру, приходит к новой, как он сам выражается, психоделической живописи, теперь эротический контекст из произведений уходит и появляются сюжеты, отправляющие к жанру комикса, главным героем которых предстает смешной поросенок Берсерк, мыши, котики, птички в необычных жанровых сценках, то празднующие новый год /серии графики, выполненной для новогодних открыток/, то совершающие всяческие шалости. Работы покрывают часто этнические психоделические орнаменты, сдобренные символикой викингов, мухоморами, африканскими мотивами.
Коты, пожалуй, самые излюбленные персонажи Ширяевских картин, то грустные и потерянные, то хищные и озорные, они словно следуют за настроением художника и его мироощущением.
Мы можем уверенно сказать, Федор Ширяев, вятский художник-нонконформист, своими произведениями обогащал палитру вятского авангардного искусства и внес обновление художественного видения в духе новой фигуративности, порой посредством эстетического шока, ради выхода из привычного традиционного восприятия живописи и привычного зрительского взгляда на картину.
Без вести пропал в 2022 году.
Время проведения выставки: 28 ноября - 29 декабря 2024 г.
Возрастные ограничения: 16+
Входной билет:
200 р. - льготный (школьники, студенты, пенсионеры),
300 р. - взрослый.
Центр современного искусства «Галерея Прогресса»
Киров (Вятка), ул. Горького, 5
Тел.: +7 (8332) 405-504
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Кирове в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.