Александр Сергеевич Федотов (1955–2021) — советский и российский художник, живописец, пейзажист, Заслуженный художник Российской Федерации (2015), Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2005). Выставка «Александр Федотов» в Галерее современного искусства ГМИИ РТ включает более 220 произведений художника и монографически освещает его творческий путь. Большинство представленных произведений — из собраний ГМИИ РТ и семьи художника. Помимо коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан произведения А. С. Федотова находятся в коллекции Альметьевской картинной галереи, а также в частных собраниях в России, Германии, Норвегии, Великобритании. Вхождение в искусство А. С. Федотова было вполне традиционным. Он прошел все стадии доступного на то время профессионального художественного образования — в 1975 году с отличием окончил Рязанское художественное училище, в 1983 году — Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова по мастерской профессора Д. К. Мочальского. Переехав в Казань, в 1986 году окончил Творческую мастерскую живописи Академии художеств СССР под руководством Х. А. Якупова. С первых шагов в искусстве ему сопутствовал успех — его учебными работами восхищались сокурсники, они неизменно пополняли методический фонд учебных заведений. На протяжении тридцати лет он работал исключительно в жанре пейзажа в традиционных техниках, чуждых новаторским ухищрениям — мелкозернистый холст, масло, пастель, уголь, отрабатывая заложенные в них художественные возможности до виртуозности. Он осознано оставался в стороне от радикальных художественных явлений своего времени, сохраняя преданность природе, создающей универсальные основы человеческого бытия. В своем творчестве А. Ф. Федотов соединил и переосмыслил наследие ярких деятелей в истории отечественной живописи: сам он говорил про себя, что продолжает традицию русской пейзажной школы. Наиболее отчетливо в его произведениях читаются богатая палитра светлых оттенков А. К. Саврасова, тонкая игра со светом А. И. Куинджи, тональное единство в теме природного ландшафта Н. П. Крымова, «суровый стиль» В. И. Иванова. Природа на полотнах А. С. Федотова — это не идиллические уголки и лесные тропинки, изобилующие передачей мелких подробностей трав, листвы, ветвей. Художник создал образы масштабных ландшафтов в единстве земли и неба, не сопоставимых с человеком. Не случайно в его пейзажах принципиально отсутствует изображение человека: «...мы, зрители уже в пейзаже», говорил он. Сопричастность человека природе лишь изредка опосредованно передана изображением стогов сена, силуэтами сельских построек. Отношение художника к природе лишено каких бы то ни было оттенков сентиментальности, в его восприятии она самодостаточна в неисчерпаемости образов, порой окрашенных налетом драматизма. Установив для себя приоритет эмоционального начала, он сделал лейтмотивом своих произведений фиксацию чувств, вызываемых изображаемым пейзажем. Атмосфера, в прямом и переносном смысле, составляет суть его пейзажных образов. Своим творчеством А. С. Федотов дарит неисчерпаемую красоту мира — серые дожди, золото осени, ликующую зелень лесов, жемчужные россыпи закатов, таинство лунного света, радость удивления и узнавания в обычном необычного и вдохновляющего жизнеутверждающего начала. На фоне эпохи тотальной урбанистики и техногенных преобразований ценность этого дара неизмеримо возрастает.