Выставка открыта по 31 декабря 2025. Выставка «Рождение узора. Татарское декоративно-прикладное искусство» в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ отражает богатое разнообразие произведений, представленных в коллекции ГМИИ РТ. Коллекция народного татарского декоративно-прикладного искусства в собрании ГМИИ РТ насчитывает около 1000 произведений, созданных во всех художественных направлениях, существующих в рамках данного вида искусства: ткачество, вышивка, золотное шитье, кожаная мозаика, керамика, ювелирное искусство. Коллекция сложилась во второй половине ХХ века путем сбора материалов в экспедициях, предпринятых сотрудниками музея в 1960–1970-е гг., а также за счет приобретения у профессиональных мастеров. Один из разделов выставки посвящен убранству национального костюма. В его ансамбле ювелирные украшения гармонично сочетаются с золотошвейной вышивкой на головных уборах, камзолах, обуви. Полихромия в тканях, вышитых орнаментах удачно сочеталась с разноцветной мозаичной обувью — ичигами (читек). Узор ичигов создавался путем сшивания различных кусочков кожи оригинальным швом («казанский шов») встык, в результате чего создавалась необыкновенно красочная и богато орнаментированная композиция. Раздел дополняют элементы внутреннего убранства татарского жилища, для которых также были характерны праздничность и нарядность. Тканые занавески, покрывала, полотенца и ковры занимали большое место в оформлении интерьера. Для декорирования тканей использовали все известные техники ткачества — закладную, браную, выборную и самые разнообразные материалы — лен, шерсть, шелк. Наряду с традиционными предметами декоративно-прикладного искусства в экспозиции представлено искусство каллиграфии. На рубеже XIX–ХХ веков в Казани сформировалась целая плеяда выдающихся каллиграфов, таких как Госман Салиев, Мотахир Яхья, братья Ахметовы и т.д. Ясность и элегантность почерка, изящество картушей, а также благородное сочетание глубоких по тону цветовых фонов (синего, желтого, темно-красного), оттененных контурами серебряной фольги — несомненные достоинства каллиграфа. Декоративное искусство казанских татар выступает как сложносоставное целое, включающее в себя элементы двух культур — ремесленно-городского населения и степных кочевников прошлого. Это обусловило многообразие художественных и технических приемов формообразования и узоротворчества, определившего уникальность художественного языка. В то же время при различиях в стиле его отдельных видов искусство характеризуется единством процессов общего развития, целостностью своего содержания.