График работы выставки: вт, ср, пт–вс 10:00–18:00, чт 11:00–20:00, пн — выходной Выставка открыта: 25 декабря 2025 — 18 января 2026 Выставка Зуфара Гаянова «Путь познания». Зуфар Гаянович Гаянов (1941–2015) — художник книги, народный художник Республики Башкортостан (2003), член Союза художников РСФСР (1975). Выставка приурочена к 140-летию со дня рождения Габдуллы Тукая: главной смысловой точкой станет серия работ на шелке, созданная по мотивам произведений классика татарской литературы. В экспозиции выставки ранние произведения 1970-х гг. — пейзажи и натюрморты, выполненные в техниках акварели и офорта, — соседствуют с образно-тематическими работами, вдохновленными древней китайской живописью «гохуа». Родился в 1941 г. (село Сейтяково Балтачевского района БАССР). Получил профессиональное образование в Московской государственной академии художественного образования и Уфимском государственном институте искусств. Жил и работал в Уфе с 1969 г. С 1972 г. сотрудничал с Башкирским книжным издательством. С 1981 по 1987 гг. — директор Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. С 1996 по 2013 гг. преподавал на факультете живописи Уфимской государственной академии искусств (ныне — Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова). Произведения хранятся в музеях и картинных галереях России, в отечественных частных собраниях и за рубежом (Германия, Франция, Турция, Болгария, Китай, США). Творчество Зуфара Гаянова многогранно по характеру и стилистике, которые в свою очередь тесно связаны и полностью зависят от избранных художником техник и жанров. На протяжении более чем 50 лет его творческий путь развивался последовательно: от академической графики и живописи — к освоению восточных техник; от жанровой раздельности — к свободному сочетанию пейзажа, аллегории, медитативного образа и историко-мифологического сюжета. Важнейшей особенностью его работ является светоносность. Свет у Гаянова не имитирует реальное освещение, а возникает изнутри картины — за счёт сочетания цвета, текстуры и символики. Особое внимание заслуживает приём недосказанности. Художник намеренно оставляет свободные, незаполненные участки в композиции (в традиции китайского люй-бай — «оставленная белизна»), что приглашает зрителя к самостоятельной интерпретации. Анализ ключевых циклов творчества Зуфара Гаянова выявляет три ведущих мотива. Во-первых, это переосмысление мифа: в цикле «Урал-батыр» герой представлен не как властелин природы, а как её порождение — его фигура возникает из скал, облаков, огня и воды. В этом отражается мировоззрение тюркских народов, в котором человек понимается как органичная часть природы и космоса, а не как центр мироздания. Во-вторых, Гаянов развивает концепцию времени как памяти: в работах, связанных с личной и культурной историей, прошлое и настоящее существуют не последовательно, а одновременно, наслаиваясь друг на друга. В-третьих, для художника техника заключает смысл: освоив китайскую живопись гохуа, он не имитирует её внешние признаки, а глубоко усваивает её эстетические принципы — ценность пустоты как пространства для размышления, лаконичность как форму сосредоточения идеи. При этом он наполняет эту технику башкирской образностью и философией, создавая уникальный гибридный язык. Лицам младше 18 лет вход свободный, лицам младше 14 лет требуется сопровождение родителя, лицам от 14 лет требуется предъявить паспорт на кассе. Билет дает право на посещение всех выставок второго этажа галереи.