Школа архитектурного мышления – это трёхдневный интенсив в пространстве «Сигнал», направленный на освоение нового подхода в архитектурном проектировании.
Основной эксперт – Михаил Приемышев (архитектор, дизайнер, художник, философ), который поделится авторскими методами создания новых смыслов и решений, акцентируя важность роли художника и культурного контекста в проектировании. Участники узнают о технологиях предпроектных исследований, интерпретации данных и постановке задач в урбанистике.
Школа ставит задачу переосмыслить традиционные архитектурные подходы, такие как функциональное зонирование и копирование референсов, которые не учитывают социальные, культурные и экономические потребности территорий. Вместо этого предлагается сценарно-ролевое проектирование, междисциплинарный подход и глубокое осмысление местного контекста.
Основные принципы школы:
Проектирование через сценарии взаимодействия, а не через стандартные зоны.
Учёт социальных ролей и особенностей местного сообщества.
Междисциплинарная интеграция с социологами, культурологами, экологами и экономистами.
Создание стартовых узлов для долгосрочного развития территорий.
Учёт экономической устойчивости и вовлечение сообщества.
Школа рассчитана на студентов, архитекторов и профессионалов, желающих развить навыки комплексного проектирования. Участники будут работать с реальными техническими заданиями на основе исследований в Калининградской области (посёлки Ижевское, Зорино, район Амалиенау, город Светлый).
Видеоописание школы от Святослава Мурунова – урбаниста, социального инженера, методолога Института прикладной урбанистики – по ссылке.
Первый день: Предпроектные исследования и формирование ТЗ
Время: 10:00 – 18:00
10:00 – 10:30 | Знакомство и введение в программу школы
10:30 – 12:00 | Связь архитектуры и урбанистики
- Лекция от эксперта Института урбанистики (ИУ) о взаимосвязи архитектуры и урбанистики.
- Обсуждение роли архитектора в создании общественных пространств и социальных изменений.
- Примеры успешных проектов, где архитектура и урбанистика работали вместе.
12:00 – 12:30 | Кофе-брейк
12:30 – 14:00 | Предпроектные исследования
- Практическая сессия: как проводить предпроектные исследования.
- Работа с кейсами: анализ территорий, выявление проблем и возможностей.
- Обсуждение методов сбора данных (опросы, наблюдения, анализ существующих условий).
14:00 – 15:00 | Обед
15:00 – 16:30 | Формирование технического задания (ТЗ)
- Встреча с приглашёнными заказчиками (представители местных сообществ – ОКЦ, УКЦ).
- Заказчики представляют свои задачи и проблемы, связанные с конкретными территориями.
- Участники школы задают вопросы, уточняют детали и формируют ТЗ для своих проектов.
16:30 – 18:00 | Презентация результатов социального проектирования
- Презентация примеров успешных социальных проектов, где архитектура сыграла ключевую роль.
- Обсуждение, как социальное проектирование может быть интегрировано в архитектурные решения.
- Рефлексия первого дня: что участники узнали и как это применимо к их проектам.
Второй день: Архитектурное мышление и работа с эскизами
Время: 10:00 – 18:00
10:00 – 11:30 | Архитектурное мышление
- Лекция Миши о том, как архитектор мыслит, какие методы использует для создания проектов.
- Обсуждение, как архитектор переходит от анализа территории к созданию концепции.
- Примеры архитектурных решений, которые учитывают контекст и социальные аспекты.
11:30 – 12:00 | Кофе-брейк
12:00 – 14:00 | Методология Миши: работа с метафорами и архитектурным языком
- Практическая сессия: как использовать метафоры для создания архитектурных образов.
- Участники работают над созданием собственного архитектурного языка, который отражает их уникальный подход.
- Примеры работ Миши, где метафоры и символы стали основой для проектов.
14:00 – 15:00 | Обед
15:00 – 17:00 | Воркшоп: работа с эскизами по ТЗ
- Участники делятся на команды и начинают работать над своими проектами, используя ТЗ, сформированные в первый день.
- Миша и другие эксперты помогают участникам, дают обратную связь, корректируют подходы.
- Параллельное обсуждение: участники представляют промежуточные результаты, обсуждают их с экспертами и другими командами.
17:00 – 18:00 | Корректировки и подготовка к финальному дню
- Участники дорабатывают свои эскизы, учитывая полученные замечания.
- Обсуждение, как перейти от эскизов к более детализированным проектам на третий день.
Третий день: Оптимизация проектов и финальная презентация
Время: 10:00 – 18:00
10:00 – 11:30 | Брендинг и концептуализация
- Лекция о том, как создать концепцию проекта, которая будет понятна заказчикам и обществу.
- Работа с брендингом: как назвать проект, как создать его визуальную идентичность.
- Примеры успешных архитектурных проектов с сильной концепцией.
11:30 – 12:00 | Кофе-брейк
12:00 – 14:00 | Оптимизация проектов - Участники работают над оптимизацией своих проектов: как сделать их более реалистичными, экономически выгодными и удобными для эксплуатации.
- Обсуждение, как распределить объекты по участкам, чтобы они гармонично вписывались в существующую среду.
- Эксперты помогают участникам найти баланс между эстетикой, функциональностью и бюджетом.
14:00 – 15:00 | Обед
15:00 – 16:30 | Финальная презентация проектов
- Каждая команда представляет свой проект, рассказывает о концепции, методах работы и ожидаемых результатах.
- Заказчики и эксперты задают вопросы, дают обратную связь.
- Обсуждение, как проекты могут быть реализованы в реальных условиях.
16:30 – 17:30 | Рефлексия и обсуждение итогов школы
- Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают, что они узнали и как планируют применять полученные знания.
- Обсуждение, как школа повлияла на их понимание архитектуры и урбанистики.
- Планы на будущее: как участники могут продолжать работать над своими проектами или развивать новые идеи.
17:30 – 18:00 | Закрытие школы
- Неформальное общение и обмен контактами.
Школа проходит 11,12,13 апреля ОЧНО в Калининграде в пространстве Сигнал (Леонова 22)
ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ОБРАЩАЙТЕСЬ К КУРАТОРУ ШКОЛЫ – Дарье Волковой
*изображения взяты из личного архива Михаила Приемышева