Премьера спектакля «Вишнёвый сад» по пьесе классика русской литературы Антона Павловича Чехова состоялась в марте 2009 года. Жанровая природа «Вишнёвого сада» всегда вызывала споры. К. С. Станиславский считал её трагедией. М. Горький называл «лирической комедией». Нередко пьесу определяют как «трагикомедию», «ироническую трагикомедию. Сам Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Марийский ТЮЗ в определении жанра своей работы прислушался к словам самого автора. Внешний сюжет «Вишнёвого сада» — смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги. В пьесе четко обозначены противодействующие силы, отражающие расстановку социальных сил в России того времени: Россия старая, дворянская представлена образами Раневской и Гаева, набирающие силы предприниматели отражены в Лопахине, Россия молодая, будущая — это молодые люди Петя и Аня. Однако суть конфликта спектакля заключается не в борьбе за вишнёвый сад, а во всеобщем недовольстве жизнью, и поэтому главным мотивом постановки является не социальное положение действующих лиц, а мотив одиночества, непонимания, растерянности. Он определяет настроение, мироощущение всех персонажей. Вообще, чеховское творчество справедливо называют энциклопедией духовных исканий своего времени, а в пьесе «Вишнёвый сад» автор выразил настроения рубежа эпох, когда все живут ожиданием неотвратимо надвигающейся катастрофы: расставания не с вишнёвым садом, а с целой тысячелетней эпохой — тысячелетним укладом русской жизни. И никто ещё не знает, но уже предчувствует, что под топором Лопахина погибнет не только сад, но и многое из того, что дорого и Раневской, и Лопахину, и тем, кто верил, что «все будет иначе», — Ане Раневской и Пете Трофимову.