Балет в 2-х действиях
Музыка Петра Чайковского
Либретто Мариуса Петипа по мотивам одноименной сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана
Хореография Василия Вайнонена
Знакомая с детства музыка, невероятные костюмы и танцы, а еще елка, снег, ожившие куклы, первая любовь и новогодние чудеса: балет «Щелкунчик», словно волнующий рождественский сон, полный чудесных превращений и открытий, стал символом Нового года во всем мире.
Основа сюжета — слегка адаптированная Александром Дюма-отцом сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Нововведения Дюма сделали сказку проще и еще интереснее, а потому балет «Щелкунчик» стал привлекать внимание куда более юной публики: ведь сказочная история с настоящими злодеями, волшебниками, заколдованными принцами, феями и чудесами всегда придется по вкусу любому малышу и взрослому.
Авторами всемирно известного балета стали балетмейстер Мариус Петипа и директор Императорских театров Иван Всеволожский, сочинившие либретто, Лев Иванов, поставивший хореографию и, конечно, композитор Петр Чайковский, создавший для этой новогодней истории гениальную музыку.
Музыка Чайковского стала самым узнаваемым его произведением в каждой стране земного шара. В ней с классической ясностью и полнотой объединились лучшие черты его музыкальной драматургии и его зрелого симфонического искусства.
«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведений П. И. Чайковского: в нём новаторски применены различные музыкальные образы. К тому же в балете впервые прозвучала челеста — музыкальный инструмент, выписанный из Парижа по просьбе композитора.
Балет претерпел несколько изменений: к первой версии Петипа-Иванова добавилась вторая от балетмейстера Василия Вайнонена, увидевшая свет в 1934 году в театре им. Кирова (Мариинский). Она стала классическим балетом XX века, который исполняют не только зрелые артисты, но и ученики Академии Русского балета. В 1966 году в Большом театре прошла премьера «Щелкунчика» от Юрия Григоровича: считается, что ему удалось создать идеальное решение партитуры Чайковского.