Выставки Главного здания Музея ИЗО

Выставки Главного здания Музея ИЗО
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
График работы:
вт–вс 11:00–20:00, касса до 19:30
понедельник — выходной
Действующие выставки:
В созвездии Мастера. Кузьма Петров-Водкин — Павел Голубятников. Учитель и ученик. Живопись и графика из музейных собраний.
13 декабря 2024 — 6 апреля 2025
Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника.
12 февраля 2025 — 27 апреля 2025
В созвездии Мастера
На выставке «В созвездии Мастера» впервые в одном экспозиционном пространстве демонстрируются произведения выдающегося русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878–1939) и его самого верного ученика, помощника и последователя Павла Константиновича Голубятникова (1891–1942). Такое соединение двух авторов поможет сравнить их творческий почерк и воочию увидеть результаты разработанной Петровым-Водкиным и претворенной на практике программы обучения будущих художников.
В экспозиции представлено около 100 произведений живописи и графики из собраний Государственного Русского музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств и Пермской государственной художественной галереи.
Петров-Водкин — человек необыкновенной жизненной и творческой судьбы, про таких талантливых людей принято говорить — самородок или гений. Происходя из русской глубинки, из самых её низов, он своим трудом достиг невероятных результатов: был широко образованным эрудитом, философом, мыслителем, прекрасно разбирался в истории искусства, играл на скрипке, увлекался астрономией и другими точными науками, знал иностранные языки, являлся автором нескольких книг и пьес. Но, конечно, главным его призванием было изобразительное искусство, где он стал подлинным мастером, создавшим собственную художественную систему. Петров-Водкин написал произведения, которые маркируют эпоху, являются визуальными образами разных периодов русской истории первой половины XX века.
На выставке представлено 56 произведений Петрова-Водкина, среди них — знаменитые: «Сон», «Мальчики», «Утро. Купальщицы», «Полдень. Лето», «Землетрясение в Крыму», «Весна», портреты и натюрморты мастера.
Одной из важнейших сторон деятельности Петрова-Водкина была педагогика, которой он отдавал много времени и сил. Склонность к анализу, обобщению и систематизации довольно рано вызвали у художника потребность поделиться своими знаниями и опытом. Уже в 1910 году он начинает разрабатывать свою педагогическую теорию и преподавать в Художественной школе Елизаветы Званцевой в Петербурге. В 1918 году Петров-Водкин был избран профессором-руководителем мастерской живописного отделения Высшего художественного училища при Академии художеств (где преподавал до конца 1932 года). В 1920 году, после реформирования и переименования Академии художеств, он становится деканом живописного факультета Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Петров-Водкин создает собственную «Программу живописного факультета», построенную на основе теорий «трехцветия» и «сферической перспективы», рассчитанную на четыре года обучения.
Павел Голубятников относится к тем ученикам, которые прошли курс петрово-водкинской «науки видеть» и смогли вырасти во вполне самостоятельных мастеров, сохранивших, однако, в своем творчестве прямой диалог с учителем.
Ленинградец Павел Голубятников, никогда не бывавший в Нижнем Тагиле, был заново открыт благодаря именно этому городу. Художник погиб от голода и болезней в блокаду, а семья была эвакуирована в Нижний Тагил. Перед эвакуацией все оставшиеся после бомбежки холсты были сняты с подрамников, свернуты в рулоны и вместе с двумя чемоданами с архивом художника вывезены на Урал. В спасении наследия художника участвовали не только музейщики и реставраторы, но и неравнодушные люди, любящие свою историю и содействовавшие сохранению произведений и памяти мастера. Так в собрании Нижнетагильского музея изобразительных искусств появилась уникальная коллекция произведений Павла Голубятникова, большая часть которой представлена на этой выставке, среди них «Гроза», «Дети», «Самолет над селом», «Натюрморт с бутылкой», «Голова женщины» и другие работы.
Эрих Борхерт в России
Выставка представит наследие малоизученного художника Эриха Борхерта (1907–1944), выпускника знаменитой немецкой школы архитектуры Баухауз, чья профессиональная реализация пришлась на 1930-е годы и была связана прежде всего с Москвой.
Совместно с Хиннерком Шепером, в прошлом профессором Баухауза, Борхерт работал в области цветового оформления общественных пространств и интерьеров, руководил творческой деятельностью проектной мастерской треста «Малярстрой». Однако за считанные годы разработки авангардистов стали обесцениваться и дискредитироваться, творческая практика, а порой и жизнь многих иностранных специалистов в СССР была трагично прервана. Не стал исключением и Эрих Борхерт, погибший в возрасте 37 лет в Карлаге. Несмотря на очень короткий период, отведенный для профессиональной реализации, наследие художника представляет интересный и разнообразный материал.
На выставке будет представлено около 100 графических произведений Эриха Борхерта, созданных в период его жизни в России. Эти станковые и во многом камерные рисунки помогают представить автора, впитавшего идеи модернизма, одинаково внимательно относящегося к исследованию формы и передаче эмоций. Проект стал возможен благодаря активному участию и инициативе внуков художника — Дарие и Ивану Кольченко, которые занимаются бережным сохранением памяти и архива произведений Эриха Борхерта.
Переезд в Россию определил и личную судьбу Борхерта. В Москве немецкий художник познакомился с Софьей Матвеевой, выпускницей монументального отделения живописного факультета Вхутеина, вскоре она становится его супругой, а в 1935 году у них рождается дочь Эрика. Семейный и творческий союз становится для Борхерта опорой. В экспозицию настоящей выставки включено несколько ранних графических произведений Софьи Матвеевой, отличающиеся мягкостью линий, витальной энергией и гармонией тягучих форм.
Любопытно сравнить, как в эти годы работает Эрих Борхерт, в станковом творчестве которого в начале 1930-х годов преобладал дух экспрессионизма. В полной мере это воплотилось в сериях «Рабочие» (1932) и «Протест» (1933 — 1935). В череде многофигурных сюжетных композиций художник обращается к острой социальной тематике своего времени. В 1932 году Борхерт в последний раз посещает Германию и становится свидетелем чудовищных социальных и политических трансформаций в стране. Художник воспроизводит палитру настроений и эмоциональных состояний, которые переживало немецкое общество в те дни: от смятения и отчаяния до солидарности и единения. Остроту и напряжение этим работам придает подчеркнуто сжатое пространство композиций. Сцены будто выхвачены из мощного потока жизни, а персонажи нередко предстают в динамичных позах и ракурсах — «Стачка» (1932), «Собрание рабочих» (1935), «Прокламация» (1935), «Мужской разговор» (1934) и другие.
Во второй половине 1930-х годов графика Борхерта приобретает повествовательный и бесконфликтный характер, излюбленным мотивом становятся пляжные сцены с отдыхающими. Вслед за классиками советского авангарда Эль Лисицким и Александром Родченко Борхерт создает свой вариант «советского мифа» через образы-типажи людей новой формации: «Три физкультурницы» (1939), «Пионеры-авиамоделисты», «Молодые проектировщики» (1939), «Строители будущего» (1940) и другие. Наравне с этим художник создает череду городских пейзажей, в которых часто конструирует пустынное замкнутое пространство, будто ведет свое отстраненное наблюдение, и вокруг него — не бурный поток жизни мегаполиса, а затянувшаяся разряженная пауза.
Немец по происхождению, коммунист Борхерт особо трагично переживал события Второй мировой войны. В 1941 — 1942 годах он много работал в жанре политического антивоенного плаката и карикатуры. В конце декабря 1941 года Борхерт был мобилизован в трудармию и направлен на строительство Уральского алюминиевого завода (УАЗ) в Каменск-Уральский. Выставка завершается так называемой «каменской серией» рисунков Эриха Борхерта. Здесь вновь ощущается невовлеченный взгляд художника-рассказчика, исследующего реальность из окна комнаты — нейтрального и безопасного места, будто созданного для обстоятельного наблюдения за миром.

Стоимость 200 - 400
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет
Куда пойти в Екатеринбурге в эти выходные

похожие мероприятия

Все мероприятия в Екатеринбурге
22 февраля, 25 февраля
24 февраля, 10 марта ...
25 февраля, 08 апреля
01 марта, 02 марта
22 февраля, 23 февраля
08 марта, 26 марта
22 февраля, 09 марта
22 февраля, 24 февраля ...
Фев
21-22