Выставки Главного здания Музея ИЗО

Выставки Главного здания Музея ИЗО
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств
...
График работы:
вт–вс 11:00–20:00, касса до 19:30
понедельник — выходной
Действующие выставки:
Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника.
12 февраля 2025 — 27 апреля 2025
Выставка произведений участников XIV Всероссийского молодежного конкурса ювелирного и камнерезного мастерства.
29 марта 2025 — 1 июня 2025
Художественное литье из чугуна XIX–XX веков из музейных и частных собраний.
26 апреля 2025 — 29 июня 2025
Эрих Борхерт в России
Выставка представит наследие малоизученного художника Эриха Борхерта (1907–1944), выпускника знаменитой немецкой школы архитектуры Баухауз, чья профессиональная реализация пришлась на 1930-е годы и была связана прежде всего с Москвой.
Совместно с Хиннерком Шепером, в прошлом профессором Баухауза, Борхерт работал в области цветового оформления общественных пространств и интерьеров, руководил творческой деятельностью проектной мастерской треста «Малярстрой». Однако за считанные годы разработки авангардистов стали обесцениваться и дискредитироваться, творческая практика, а порой и жизнь многих иностранных специалистов в СССР была трагично прервана. Не стал исключением и Эрих Борхерт, погибший в возрасте 37 лет в Карлаге. Несмотря на очень короткий период, отведенный для профессиональной реализации, наследие художника представляет интересный и разнообразный материал.
На выставке будет представлено около 100 графических произведений Эриха Борхерта, созданных в период его жизни в России. Эти станковые и во многом камерные рисунки помогают представить автора, впитавшего идеи модернизма, одинаково внимательно относящегося к исследованию формы и передаче эмоций. Проект стал возможен благодаря активному участию и инициативе внуков художника — Дарие и Ивану Кольченко, которые занимаются бережным сохранением памяти и архива произведений Эриха Борхерта.
Переезд в Россию определил и личную судьбу Борхерта. В Москве немецкий художник познакомился с Софьей Матвеевой, выпускницей монументального отделения живописного факультета Вхутеина, вскоре она становится его супругой, а в 1935 году у них рождается дочь Эрика. Семейный и творческий союз становится для Борхерта опорой. В экспозицию настоящей выставки включено несколько ранних графических произведений Софьи Матвеевой, отличающиеся мягкостью линий, витальной энергией и гармонией тягучих форм.
Любопытно сравнить, как в эти годы работает Эрих Борхерт, в станковом творчестве которого в начале 1930-х годов преобладал дух экспрессионизма. В полной мере это воплотилось в сериях «Рабочие» (1932) и «Протест» (1933–1935). В череде многофигурных сюжетных композиций художник обращается к острой социальной тематике своего времени. В 1932 году Борхерт в последний раз посещает Германию и становится свидетелем чудовищных социальных и политических трансформаций в стране. Художник воспроизводит палитру настроений и эмоциональных состояний, которые переживало немецкое общество в те дни: от смятения и отчаяния до солидарности и единения. Остроту и напряжение этим работам придает подчеркнуто сжатое пространство композиций. Сцены будто выхвачены из мощного потока жизни, а персонажи нередко предстают в динамичных позах и ракурсах — «Стачка» (1932), «Собрание рабочих» (1935), «Прокламация» (1935), «Мужской разговор» (1934) и другие.
Во второй половине 1930-х годов графика Борхерта приобретает повествовательный и бесконфликтный характер, излюбленным мотивом становятся пляжные сцены с отдыхающими. Вслед за классиками советского авангарда Эль Лисицким и Александром Родченко Борхерт создает свой вариант «советского мифа» через образы-типажи людей новой формации: «Три физкультурницы» (1939), «Пионеры-авиамоделисты», «Молодые проектировщики» (1939), «Строители будущего» (1940) и другие. Наравне с этим художник создает череду городских пейзажей, в которых часто конструирует пустынное замкнутое пространство, будто ведет свое отстраненное наблюдение, и вокруг него — не бурный поток жизни мегаполиса, а затянувшаяся разряженная пауза.
Немец по происхождению, коммунист Борхерт особо трагично переживал события Второй мировой войны. В 1941 — 1942 годах он много работал в жанре политического антивоенного плаката и карикатуры. В конце декабря 1941 года Борхерт был мобилизован в трудармию и направлен на строительство Уральского алюминиевого завода (УАЗ) в Каменск-Уральский. Выставка завершается так называемой «каменской серией» рисунков Эриха Борхерта. Здесь вновь ощущается невовлеченный взгляд художника-рассказчика, исследующего реальность из окна комнаты — нейтрального и безопасного места, будто созданного для обстоятельного наблюдения за миром.
Выставка произведений участников XIV Всероссийского молодежного конкурса ювелирного и камнерезного мастерства
Екатеринбургский музей изобразительных искусств в четырнадцатый раз организует выставку произведений участников молодежного конкурса ювелирного и камнерезного мастерства «Наследники Данилы-Мастера».
Свои работы в этом году представляют мастера из Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Тольятти, Нижнего Тагила, Магнитогорска, Полевского, Миасса, Сибая, Иркутска. Всего на выставке будет представлено около 200 произведений.
В основной конкурсной программе работы оцениваются в двух номинациях — «Лучшее камнерезное произведение» и «Лучшее ювелирное украшение», в четырех возрастных группах: учащиеся школ, студенты колледжей и студенты вузов, а с 2022 года в конкурсной программе появилась новая возрастная категория — «молодой мастер», дающая возможность принять в нем участие авторам, перешагнувшим этап обучения.
Жюри конкурса представляют организаторы и партнеры, ведущие камнерезы и ювелиры, историки искусства. Доброй традицией стало присуждение «Приза зрительских симпатий». С 29 марта по 30 мая каждый гость музея сможет оставить свой голос за понравившуюся работу в специальной урне. Работа, набравшая самое большое количество зрительских голосов, получает специальный приз.
Всероссийский молодежный конкурс ювелирного и камнерезного мастерства «Наследники Данилы-Мастера» проводится в Екатеринбурге с 2012 года. Его главная задача — поддержка юных и молодых мастеров, развитие творческого потенциала участников, сохранение традиций камнерезного и ювелирного искусства. Экспонирование конкурсных произведений в стенах классического музея — редкая возможность для начинающих авторов сопоставить свои достижения с эталонными произведениями признанных уральских мастеров камнерезного и ювелирного дела.
Организатором конкурса является компания «Минерал-Шоу», основным партнером и главной выставочной площадкой выступает Екатеринбургский музей изобразительных искусств. С 2019 года конкурс проводится при участии Фонда поддержки культуры и искусства семьи Шмотьевых.
Художественное литье из чугуна XIX–XX веков из музейных и частных собраний
В 2025 году исполняется 125 лет знаменитому Каслинскому чугунному павильону, послужившему витриной Кыштымского горного округа на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже в 1900 году. Традиционно Екатеринбургский музей отмечает это событие знаковыми мероприятиями, посвященными художественному металлу и литья из чугуна — научной конференцией «Художественный металл Запада и Востока в XVIII–XXI веках: проблемы изучения и атрибуции» и выставкой «Неизвестная Куса. Художественное литье из чугуна XIX–XX веков».
На выставке будет представлено более трехсот произведений кусинского художественного литья из чугуна XIX–XX веков из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Государственного исторического музея Южного Урала, Челябинского государственного музея изобразительных искусств, Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера, Златоустовского городского краеведческого музея и частных коллекций.
Кусинский завод Златоустовского горного округа Уфимской губернии был основан в 1778 году как чугунолитейный и железоделательный. Художественное литье здесь освоили позже, чем на остальных уральских заводах. Одобрение на изготовление первых образцов художественного литья было получено от Горного департамента в 1883 году — такая процедура обусловлена тем, что кусинские заводы находились под казенным управлением. К началу XX века в прейскурантах значилось уже 423 наименования отливок. Столь успешное развитие художественного направления на местных заводах связано с уникальными природными условиями Южного Урала. Месторождения железной руды обеспечивали сырьем, большое количество озер и рек давало столь необходимую для производства воду, леса предоставляли древесный уголь — один из важных элементов для выплавки высокого качества чугуна. Необходимым условием для формовки изделий являлось и наличие уникальных по составу песков.
Начав с известных каслинских моделей, Куса вскоре сформировала свой ассортимент. Большую роль в разработке оригинального модельного ряда сыграло воспитание собственных скульпторов. Образование талантливой уральской молодежи в Москве в Императорском Строгановском художественно-промышленном училище позволило скомплектовать модельный ряд высокого профессионального уровня. Одним из самых талантливых выпускников стал Федор Васенин, который выполнил ряд моделей в различных стилях. Декоративные и функциональные предметы в стиле модерн, так характерные для эпохи рубежа XIX–XX веков и отвечающие общим эстетическим устремлениям времени, были популярны у публики.
В советскую эпоху с Кусинским заводом сотрудничали такие известные скульпторы, как Ян Верич, Андрей Марц, Константин Глинтерник. Большое значение для расширения ассортимента имели модели региональных скульпторов: В. А. Говорухина из Свердловска, Г. П. Панова, П. Я. Фоминых, Л. Н. Головницкого, И. В. Бесчастнова из Челябинска. На производстве работали и местные мастера А. А. Марков и В. П. Киселев, которые выполняли модели декоративного характера.
Кусинское художественное литье из чугуна на протяжении всего своего существования оставалось в тени более известного каслинского. Наш проект призван исправить эту ситуацию и в полной мере раскрыть удивительный мир неизвестного для широкой публики кусинского чугунного литья, одного из интересных направлений русской художественной промышленности России XIX–XX веков.

Стоимость 200 - 400
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

похожие мероприятия

Все мероприятия в Екатеринбурге