График работы: вт–вс 11:00–20:00, касса до 19:30 понедельник — выходной Действующие выставки: Иное/Наивное. 17 мая 2025 — 7 сентября 2025 Русское художественное стекло XVIII — начала ХХ века из музейных собраний. 19 июля — 14 сентября 2025 года Иное/Наивное Наивный племянник авангарда Живопись Владимира Богданова 17 мая — 27 июля Наряду со знаменитой композицией «Супрематизм» Казимира Малевича в постоянную экспозицию русского авангарда Музея ИЗО включены пять работ его племянника — наивного художника Владимира Богданова, предоставленные московским частным собранием Владимира Мороза и Анны Годик. Таким образом, наивное искусство, которое служило источником вдохновения и визуального поиска для авангардистов, теперь вступает с ним в диалог на равных, соседствуя в экспозиции классического музея. Через сопроводительные тексты экспозиции можно погрузиться в воспоминания наивного автора о его встрече с Малевичем, раскрывающие влияние великого авангардиста на творчество и судьбу племянника. Огнем и светом Живопись Гаянэ Шушеци 17 мая — 27 июля В качестве интервенции в постоянной экспозиции отечественного искусства XX века будут представлены пять полотен Гаянэ Шушеци — необыкновенно яркой и солнечной армянской художницы, родившейся в городе Шуша. В 1988 году ее семья была вынуждена переехать, однако память о родном городе сохранилась в творческом псевдониме художницы. Несмотря на пережитые трагедии, на своих полотнах Гаянэ создает прекрасные фантазийные миры, полные света, ярких красок и музыки. Гаянэ добивается особой выразительности живописной фактуры, используя вместо кисти мастихин. Произведения Гаянэ Шушеци из собрания Армянского музея ТАПАН, попавшие в Россию в виде свёрнутых в рулоны холстов, были натянуты на подрамники и законсервированы художниками-реставраторами ЕМИИ специально для фестиваля. Этнофлористический симметризм К 70‑летию Андрея Цымбала Из коллекции аутсайдер арта ИНЫЕ 18 июля — 7 сентября Стартовав в середине мая, фестиваль «Иное/Наивное» продлится до осени: так, на смену персональной выставке Нины Габриэлян «Вечереет...» придёт монографический проект Андрея Цымбала, одного из самых ярких, узнаваемых и глубоких представителей российского аутсайдер-арта. Поводом для показа графических произведений художника из крупнейшего собрания искусства аутсайдеров в России «Иные» стал 70-летний юбилей художника. Графика Андрея Цымбала — это символические автобиографии, где личная драма (детство в ссылке, война, разрыв с семьей) переплавляется в универсальные образы-архетипы. Художественная манера Цымбала — это гипнотическое переплетение орнаментальных структур, где спирали и меандры становятся каркасом композиции; метафорических образов (птицы-души, ключи-судьбы, реки-времени), восходящих к архетипам коллективного бессознательного; и автоматического рисунка — линии словно возникают спонтанно, следуя внутреннему ритму. Русское художественное стекло XVIII — начала ХХ века из музейных собраний Выставочный проект посвящен одной из ярких страниц декоративно-прикладного искусства России — художественному стеклоделию. В экспозицию включено более трехсот произведений ведущих стекольных заводов Российской империи второй половины XVIII—начала XX века из крупнейших региональных собраний — Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Пермской государственной художественной галереи и Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Проект призван не только показать основные этапы развития отечественного стеклоделия и разнообразие выпускаемого ассортимента, но и продемонстрировать значительные технологические и стилистические изменения в этой отрасли художественной промышленности. На выставке представлены произведения, созданные Императорским стеклянным заводом, а также продукция таких частных предприятий, как Никольско-Бахметевский хрустальный завод, завод Ф. Г. Орлова, хрустальный завод Болотиных, мастерская П. П. Семечкина и К. И. Теребенева, заводов Альбрехта Ликфельда и Мальцовых и других. Экспозиция открывается разделом, посвященным второй половине XVIII века — периодом начала активного выпуска художественных изделий из стекла, совпавшим в России со временем барокко и классицизма. Тогда как императорское предприятие удовлетворяло потребности двора и знати, растущий спрос других состоятельных покупателей на предметы роскоши для сервировки столов, украшения дворцов и усадеб способствовал появлению и развитию частных заводов и фабрик, увеличению ассортимента, поискам новых форм и способов декорирования. Заключительный раздел выставки посвящен стилю модерн, нашедшему свое яркое выражение в художественном стекле. Физические свойства самого материала и разнообразные техники работы с ним позволили ярко и эффектно воплотить эстетические принципы стиля. Предметы этого времени нередко отличались асимметрией форм и декора, представленного преимущественно флоральными мотивами, а также сочетанием различных техник обработки. Отдельный раздел экспозиции, реализованный в сотрудничестве со студией Татьяны Тунис, призван познакомить посетителя с технологией создания стеклянных изделий методом свободного выдувания. Объединение избранных произведений из трех музейных коллекций в одном экспозиционном пространстве, безусловно, позволило представить зрителям более полную и цельную картину развития художественного стекла Российской империи.