График работы: вт–вс 11:00–20:00, касса до 19:30 понедельник — выходной Действующие выставки: Иное/Наивное. 17 мая 2025 — 7 сентября 2025 Иное/Наивное Вечереет... Живопись Нины Габриэлян. Из коллекции армянского музея «Тапан» и авторского собрания 17 мая — 13 июля Живописный мир Нины Габриэлян завораживает зрителя игрой цвета и света. В красочных холстах автора искушенный зритель увидит солнечную пестроту Мартироса Сарьяна, мозаичность и мистицизм Михаила Врубеля, стихийность и фактурность известного художника армянского происхождения Бориса Отарова, который и посоветовал ей начать заниматься живописью. Несмотря на то, что Нина Габриэлян обратилась к изобразительному творчеству в зрелом возрасте, она, без сомнения, прирожденный живописец, о чем писала и сама: «Я всегда, с самого детства, была очень чувствительна к цвету. Он притягивал меня и завораживал. Он говорил мне нечто такое, что было глубже, чем слова...». Подобно живописи, цитируемая в экспозиции поэзия Нины Габриэлян глубоко пропитана цветом, образы не только окрашены, но и переживают живописные метаморфозы: костры «расцветают», бредут «лиловые» буйволы, остывает «красная» вечерняя пыль, покой «дымно-лиловый», бык «меднорогий», «бронзовый» зной колышется и плавится... Всего на персональной выставке представлено 44 живописных произведения художницы из собственного собрания и коллекции Армянского музея ТАПАН, благодаря которому реализован проект. Наивный племянник авангарда Живопись Владимира Богданова 17 мая — 27 июля Наряду со знаменитой композицией «Супрематизм» Казимира Малевича в постоянную экспозицию русского авангарда Музея ИЗО включены пять работ его племянника — наивного художника Владимира Богданова, предоставленные московским частным собранием Владимира Мороза и Анны Годик. Таким образом, наивное искусство, которое служило источником вдохновения и визуального поиска для авангардистов, теперь вступает с ним в диалог на равных, соседствуя в экспозиции классического музея. Через сопроводительные тексты экспозиции можно погрузиться в воспоминания наивного автора о его встрече с Малевичем, раскрывающие влияние великого авангардиста на творчество и судьбу племянника. Огнем и светом Живопись Гаянэ Шушеци 17 мая — 27 июля В качестве интервенции в постоянной экспозиции отечественного искусства XX века будут представлены пять полотен Гаянэ Шушеци — необыкновенно яркой и солнечной армянской художницы, родившейся в городе Шуша. В 1988 году ее семья была вынуждена переехать, однако память о родном городе сохранилась в творческом псевдониме художницы. Несмотря на пережитые трагедии, на своих полотнах Гаянэ создает прекрасные фантазийные миры, полные света, ярких красок и музыки. Гаянэ добивается особой выразительности живописной фактуры, используя вместо кисти мастихин. Произведения Гаянэ Шушеци из собрания Армянского музея ТАПАН, попавшие в Россию в виде свёрнутых в рулоны холстов, были натянуты на подрамники и законсервированы художниками-реставраторами ЕМИИ специально для фестиваля. Этнофлористический симметризм К 70‑летию Андрея Цымбала Из коллекции аутсайдер арта ИНЫЕ 18 июля — 7 сентября Стартовав в середине мая, фестиваль «Иное/Наивное» продлится до осени: так, на смену персональной выставке Нины Габриэлян «Вечереет...» придёт монографический проект Андрея Цымбала, одного из самых ярких, узнаваемых и глубоких представителей российского аутсайдер-арта. Поводом для показа графических произведений художника из крупнейшего собрания искусства аутсайдеров в России «Иные» стал 70-летний юбилей художника. Графика Андрея Цымбала — это символические автобиографии, где личная драма (детство в ссылке, война, разрыв с семьей) переплавляется в универсальные образы-архетипы. Художественная манера Цымбала — это гипнотическое переплетение орнаментальных структур, где спирали и меандры становятся каркасом композиции; метафорических образов (птицы-души, ключи-судьбы, реки-времени), восходящих к архетипам коллективного бессознательного; и автоматического рисунка — линии словно возникают спонтанно, следуя внутреннему ритму.