График работы: вт–вс 11:00–20:00, касса до 19:30 понедельник — выходной Действующие выставки: DEISIS. Цифровое искусство Константина Худякова. 24 Сентября 2025 — 16 Ноября 2025 Отсветы. Живопись Виктора Калинина. 27 Сентября 2025 — 30 Ноября 2025 Три столицы. Авторское ювелирное искусство 1970–1990-х. 30 августа 2025 — март 2026 DEISIS. Цифровое искусство Константина Худякова Выставка одной картины познакомит зрителей с концептуальным проектом московского художника, работающего преимущественно в жанре цифровой художественной фотографии, Константина Васильевича Худякова. Представленная работа — часть большого концептуального проекта «DEISIS/Предстояние», начатого Константином Худяковым, Виктором Бондаренко и Романом Багдасаровым в 2004 году. На сегодняшний день проект состоит из 100 холстов и является своеобразным opus magnum художника. Константин Васильевич Худяков родился в 1945 году в селе Царевщина Саратовской области. В 1971 году окончил кафедру промышленной архитектуры Московского архитектурного института (МАрхИ). Свою профессиональную жизнь начал в Центральном музее В.И. Ленина в качестве главного художника, где на протяжении 10 лет создавал дизайн оформления различных выставок, параллельно занимаясь живописью. К 1980 году им было оформлено более 100 выставок и музейных комплексов в республиках СССР, странах Восточной Европы, Швейцарии, Франции и Йемене. К концу 1990-х годов полностью переключился на искусство с применением цифровых технологий. Стал одним из первых отечественных авторов, кто начал заниматься исследованиями художественных возможностей 3D-протипирования, виртуальной и дополненной реальности, интерактивных систем и стерео-технологий в своем искусстве. Экспонируемая работа создана с помощью компьютерной обработки 60 000 снимков 350 фотомоделей. Для получения каждого условного фоторобота образа предстоящих святых автор использовал такие приемы компьютерной графики, как цифровая мультивыборка, наслаивание друг на друга изображений, взаимная конвертация и трансформация физиогномических фрагментов. Каждый портрет состоит из тысячи деталей, имеющих свою, отличную от прочих, точку съемки и, как следствие, точку наблюдения для потенциального зрителя. Многометровое произведение предстает перед зрителем как лабораторный взгляд ученого-антрополога, скрупулезная, насыщенная деталями, но эмоционально холодная, сделанная машиной реконструкция человечества по его сакральным архетипам. Обобщенный облик человечества, сведенный из множества лиц в сумму визуального опыта, предстает в работе художника как компилятивная репрезентация бытия, выявленная через архетипы, являющиеся ядром европейской цивилизации. Отсветы. Живопись Виктора Калинина Екатеринбургский музей изобразительных искусств совместно с Российской академией художеств открывают персональную ретроспективную выставку произведений первого вице-президента Российской академии художеств, Народного художника РФ Виктора Калинина. Она представляет собой передвижной сетевой проект, уже демонстрировавшийся в четырех сибирских музеях — в Новосибирске, Кемерово, Иркутске и Томске. Экспозиция включает в себя около 60 масштабных живописных произведений из мастерской автора, охватывающих разные творческие периоды, жанры и темы, и дополнена тремя знаковыми картинами конца 1970–1980-х годов из собрания ЕМИИ. Большой и незаурядный талант, масштабность и искренность художественного высказывания, поэтичность и музыкальность живописи Виктора Калинина отмечались искусствоведами уже на заре его творческой карьеры. Начиная с ранних работ, художник посвящает свои произведения вечным общечеловеческим ценностям: духовному возмужанию, религиозному подвижничеству, преемственности традиций, укорененности в родной земле, любви и доброте. Как отметил в свое время известный критик Александр Морозов, «он всегда говорил о том, что знал, чем жил, что составляло его внутреннюю реальность», что и обусловило ту бескомпромиссную честность, которой наполнены произведения мастера. Представленные на выставке картины отражают события и впечатления, оставившие неизгладимый след в жизненной судьбе и памяти автора, отсюда и ее название — «Отсветы». Непреходящим источником вдохновения для художника стало детство, проведенное в Залесово — раскольничьем поселении, возникшем в ходе освоения старообрядцами Алтайского края. Скитский, почти монашеский уклад жизни староверов, подчиненный церковному и аграрному календарям, привитые с самого рождения традиционные ценности, а также невероятная красота реликтовой сибирской природы стали основой для формирования его мировоззрения. Работы Калинина 1970–1980-х годов, приоткрывающие эпизоды его ранней биографии, написаны с характерным для того времени интересом к внутреннему миру человека, к эпической символике и метафоричности («Теплый день», 1973; «Ворота», 1979; «Вечер», 1986 и др.). Застывшие в эфемерном безвременном пространстве персонажи погружены в глубокие раздумья и вызывают ассоциации с иконописными образами. Подчеркивает эту связь и легкая, светоносная живописная манера автора, порой напоминающая церковные витражи или врубелевские полотна. Художник тонко сочетает на холсте невесомые, полупрозрачные красочные слои и экспрессивные пастозные мазки, придающие статичным композициям невероятную динамику, — прием, который Калинин мог перенять у своего творческого наставника, выдающегося живописца Гелия Коржева. Обращение Виктора Калинина в 1990-е годы к области сакрального стало закономерным этапом его творческих поисков. Изображая канонические христианские сюжеты, автор вкладывает в них общие гуманистические смыслы («Праздник Покрова», 1997; «Бегство в Египет», 2007; «Снимающий сандалии», 2012; «Благовещение», 2015–2024 и др.). Особую дань уважения художник отдает общеизвестным историческим фигурам («Протопоп Аввакум с житием», 2020), а также своим предкам-старообрядцам — людям, которые длительное время подвергались гонениям сначала со стороны синодальной церкви, а затем и советской власти («Протоиерей Тимофей», 2014). Интонацию камерности и особую эмоциональность вносят в живопись художника образы членов его семьи («Портрет Насти», 2007; триптих «Семья», 2011), друзей, оставивших яркий след в душе («Портрет Юрия Чарышникова», 1982; «Портрет композитора Юрия Буцко», 2002 и др.). С экспрессивной силой живописных произведений резонирует и поэтическое творчество мастера, склонного к синтетическому воплощению своего миропонимания. Работая с разными темами, образами и сюжетами в своей сложившейся стилистике, Виктор Калинин неизменно говорит со зрителем о земном и небесном, бытии и божественном промысле, сиюминутности впечатления и вечности мироздания. Три столицы. Авторское ювелирное искусство 1970–1990-х Авторское ювелирное искусство 1970–1990-х — временная выставка, вторая часть экспозиции «Камнерезное искусство Урала», посвящена творчеству художников-ювелиров периода активного развития и расцвета региональных школ. Именно в это время в авторском ювелирном искусстве отчетливо проявились художественные принципы нескольких центров. Среди них наиболее ярко проявили себя представители Москвы, Ленинграда/Санкт-Петербурга и Свердловска/Екатеринбурга. Этим школам, трем ювелирным столицам, и посвящена выставка. В каждом из городов, при общности развития авторского ювелирного искусства на начальном этапе, за несколько десятилетий проявились уникальные особенности. Московская школа на раннем этапе была тесно связана с традициями русского ювелирного искусства. Этому способствовали как собственные традиции древней столицы, так и ее окружения — исторические промысловые центры вокруг Москвы, в частности, села Красное и Палех. Для художников-ювелиров Ленинграда и Свердловска важное значение сыграла традиция обработки цветного камня на придворных мануфактурах — Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабриках. В XX веке трест «Русские самоцветы», объединивший императорские предприятия, обусловил тягу ювелиров к включению в произведения больших вставок цветного камня и самоцветов.