График работы: вт–вс 11:00–20:00, касса до 19:30 понедельник — выходной Действующие выставки: В созвездии Мастера. Кузьма Петров-Водкин — Павел Голубятников. Учитель и ученик. Живопись и графика из музейных собраний. 13 декабря 2024 — 6 апреля 2025 Эрих Борхерт в России. Графика из коллекции семьи художника. 12 февраля 2025 — 27 апреля 2025 В созвездии Мастера На выставке «В созвездии Мастера» впервые в одном экспозиционном пространстве демонстрируются произведения выдающегося русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878–1939) и его самого верного ученика, помощника и последователя Павла Константиновича Голубятникова (1891–1942). Такое соединение двух авторов поможет сравнить их творческий почерк и воочию увидеть результаты разработанной Петровым-Водкиным и претворенной на практике программы обучения будущих художников. В экспозиции представлено около 100 произведений живописи и графики из собраний Государственного Русского музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств и Пермской государственной художественной галереи. Петров-Водкин — человек необыкновенной жизненной и творческой судьбы, про таких талантливых людей принято говорить — самородок или гений. Происходя из русской глубинки, из самых её низов, он своим трудом достиг невероятных результатов: был широко образованным эрудитом, философом, мыслителем, прекрасно разбирался в истории искусства, играл на скрипке, увлекался астрономией и другими точными науками, знал иностранные языки, являлся автором нескольких книг и пьес. Но, конечно, главным его призванием было изобразительное искусство, где он стал подлинным мастером, создавшим собственную художественную систему. Петров-Водкин написал произведения, которые маркируют эпоху, являются визуальными образами разных периодов русской истории первой половины XX века. На выставке представлено 56 произведений Петрова-Водкина, среди них — знаменитые: «Сон», «Мальчики», «Утро. Купальщицы», «Полдень. Лето», «Землетрясение в Крыму», «Весна», портреты и натюрморты мастера. Одной из важнейших сторон деятельности Петрова-Водкина была педагогика, которой он отдавал много времени и сил. Склонность к анализу, обобщению и систематизации довольно рано вызвали у художника потребность поделиться своими знаниями и опытом. Уже в 1910 году он начинает разрабатывать свою педагогическую теорию и преподавать в Художественной школе Елизаветы Званцевой в Петербурге. В 1918 году Петров-Водкин был избран профессором-руководителем мастерской живописного отделения Высшего художественного училища при Академии художеств (где преподавал до конца 1932 года). В 1920 году, после реформирования и переименования Академии художеств, он становится деканом живописного факультета Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Петров-Водкин создает собственную «Программу живописного факультета», построенную на основе теорий «трехцветия» и «сферической перспективы», рассчитанную на четыре года обучения. Павел Голубятников относится к тем ученикам, которые прошли курс петрово-водкинской «науки видеть» и смогли вырасти во вполне самостоятельных мастеров, сохранивших, однако, в своем творчестве прямой диалог с учителем. Ленинградец Павел Голубятников, никогда не бывавший в Нижнем Тагиле, был заново открыт благодаря именно этому городу. Художник погиб от голода и болезней в блокаду, а семья была эвакуирована в Нижний Тагил. Перед эвакуацией все оставшиеся после бомбежки холсты были сняты с подрамников, свернуты в рулоны и вместе с двумя чемоданами с архивом художника вывезены на Урал. В спасении наследия художника участвовали не только музейщики и реставраторы, но и неравнодушные люди, любящие свою историю и содействовавшие сохранению произведений и памяти мастера. Так в собрании Нижнетагильского музея изобразительных искусств появилась уникальная коллекция произведений Павла Голубятникова, большая часть которой представлена на этой выставке, среди них «Гроза», «Дети», «Самолет над селом», «Натюрморт с бутылкой», «Голова женщины» и другие работы. Эрих Борхерт в России Выставка представит наследие малоизученного художника Эриха Борхерта (1907–1944), выпускника знаменитой немецкой школы архитектуры Баухауз, чья профессиональная реализация пришлась на 1930-е годы и была связана прежде всего с Москвой. Совместно с Хиннерком Шепером, в прошлом профессором Баухауза, Борхерт работал в области цветового оформления общественных пространств и интерьеров, руководил творческой деятельностью проектной мастерской треста «Малярстрой». Однако за считанные годы разработки авангардистов стали обесцениваться и дискредитироваться, творческая практика, а порой и жизнь многих иностранных специалистов в СССР была трагично прервана. Не стал исключением и Эрих Борхерт, погибший в возрасте 37 лет в Карлаге. Несмотря на очень короткий период, отведенный для профессиональной реализации, наследие художника представляет интересный и разнообразный материал. На выставке будет представлено около 100 графических произведений Эриха Борхерта, созданных в период его жизни в России. Эти станковые и во многом камерные рисунки помогают представить автора, впитавшего идеи модернизма, одинаково внимательно относящегося к исследованию формы и передаче эмоций. Проект стал возможен благодаря активному участию и инициативе внуков художника — Дарие и Ивану Кольченко, которые занимаются бережным сохранением памяти и архива произведений Эриха Борхерта. Переезд в Россию определил и личную судьбу Борхерта. В Москве немецкий художник познакомился с Софьей Матвеевой, выпускницей монументального отделения живописного факультета Вхутеина, вскоре она становится его супругой, а в 1935 году у них рождается дочь Эрика. Семейный и творческий союз становится для Борхерта опорой. В экспозицию настоящей выставки включено несколько ранних графических произведений Софьи Матвеевой, отличающиеся мягкостью линий, витальной энергией и гармонией тягучих форм. Любопытно сравнить, как в эти годы работает Эрих Борхерт, в станковом творчестве которого в начале 1930-х годов преобладал дух экспрессионизма. В полной мере это воплотилось в сериях «Рабочие» (1932) и «Протест» (1933 — 1935). В череде многофигурных сюжетных композиций художник обращается к острой социальной тематике своего времени. В 1932 году Борхерт в последний раз посещает Германию и становится свидетелем чудовищных социальных и политических трансформаций в стране. Художник воспроизводит палитру настроений и эмоциональных состояний, которые переживало немецкое общество в те дни: от смятения и отчаяния до солидарности и единения. Остроту и напряжение этим работам придает подчеркнуто сжатое пространство композиций. Сцены будто выхвачены из мощного потока жизни, а персонажи нередко предстают в динамичных позах и ракурсах — «Стачка» (1932), «Собрание рабочих» (1935), «Прокламация» (1935), «Мужской разговор» (1934) и другие. Во второй половине 1930-х годов графика Борхерта приобретает повествовательный и бесконфликтный характер, излюбленным мотивом становятся пляжные сцены с отдыхающими. Вслед за классиками советского авангарда Эль Лисицким и Александром Родченко Борхерт создает свой вариант «советского мифа» через образы-типажи людей новой формации: «Три физкультурницы» (1939), «Пионеры-авиамоделисты», «Молодые проектировщики» (1939), «Строители будущего» (1940) и другие. Наравне с этим художник создает череду городских пейзажей, в которых часто конструирует пустынное замкнутое пространство, будто ведет свое отстраненное наблюдение, и вокруг него — не бурный поток жизни мегаполиса, а затянувшаяся разряженная пауза. Немец по происхождению, коммунист Борхерт особо трагично переживал события Второй мировой войны. В 1941 — 1942 годах он много работал в жанре политического антивоенного плаката и карикатуры. В конце декабря 1941 года Борхерт был мобилизован в трудармию и направлен на строительство Уральского алюминиевого завода (УАЗ) в Каменск-Уральский. Выставка завершается так называемой «каменской серией» рисунков Эриха Борхерта. Здесь вновь ощущается невовлеченный взгляд художника-рассказчика, исследующего реальность из окна комнаты — нейтрального и безопасного места, будто созданного для обстоятельного наблюдения за миром.