При поддержке Губернатора Челябинской области VIII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета на Южном Урале Исполнители: Камерный ансамбль «Солисты Москвы»; Художественный руководитель и дирижер — народный артист СССР Юрий Башмет; Народный артист России Евгений Миронов (художественное слово); Автор инсценировки, режиссёр-постановщик — Марина Брусникина. В программе: Шнитке, Башмет — Трио-соната для струнных; Бодров — «Закат» для струнных; Бетховен, Малер — Струнный квартет фа минор, Quartetto Serioso, соч. 95 / переложение для струнного оркестра; Григ — Норвежская народная мелодия для струнных, соч. 63 № 1 Брамс, Бодров — Анданте для альта и струнных / вступление к III части Концерта № 2 для фортепиано с оркестром; Малер — Адажиетта для струнных. В исполнении народного артиста России Евгения Миронова прозвучат письма Ван Гога разных лет. Письма к брату Тео — это потрясающий, ни на что не похожий документ, растянувшийся на сотни страниц. Это диалог не только с адресатом писем, но также с самим собой, Богом, миром. Это крики страдания огромного погибающего художника. Евгений Миронов: «Это история художника, который, несмотря на все обстоятельства, до последнего хотел жить, работать и, не считая себя великим творцом, оставить после себя нечто, что хоть как-то оправдывало бы его невероятно тяжёлую жизнь». Что может быть интимней, чем личная переписка? Что может быть правдивей, чем письма к родному человеку, который кажется тебе самому единственной опорой и поддержкой? Разве может кто-то, кроме самого Ван Гога, рассказать о себе лучше? Письма должны читать только те, для кого они написаны. Случай с Ван Гогом — то редкое исключение, когда это правило лишает слишком многого, поэтому приходится им пренебречь. Письма Ван Гога к брату Тео — это не история обыкновенного безумия, это целая автобиография, в них вся жизнь с небольшими взлётами и болезненными падениями. В написанных дорогому брату строчках и тоска, и терпение, и любовь, и жалобы, и надежды на лучшее, на то, что жизнь повернётся светлой стороной. Там и описания творческого процесса, возможность заглянуть за подрамник, в глубины искусства Ван Гога, в его сферические необъятные пространства, где мерцают и переливаются, наливаются яркими сочетаниями жёлтый, оливковый, телесный, лазуревый, небесно-голубой... Великолепная игра цвета в картинах и легкая, с налётом щемящей грусти игра слов в письмах, в которых красной нитью проходит мысль — «Печаль будет длиться вечно...». Эти письма — не только самое лучшее свидетельство художника о себе самом, не только доказательство того, что нужно идти по выбранному пути творчества до конца, но и рассказ о поразительной душевной силе человека. История Ван Гога в письмах — это яркий пример того, как ведёт себя сильный человек, который точно знает, чего хочет от жизни. Человек, у которого есть мечта. Он не сдаётся и не падает ниц на первой кочке, он продолжает идти, покорно принимая все штормы и ветры. Письмо за письмом — путь человека, убиваемого самой страшной болезнью — одиночеством. «Не скажу, что мы, художники, душевно здоровы, в особенности не скажу этого о себе — я-то пропитан безумием до мозга костей». Его угнетает непонимание, неприятие, критика, неразделённость его надежд и мечтаний. Как при всех сомнениях и неудачах можно было сохранить такую веру в однажды выбранный путь? Ответ можно найти в письмах: «Целью должно быть действие, а не отвлеченная идея». Ван Гог был одержим работой. Он посвятил живописи всего себя целиком, и до последнего дня находил в ней смысл, черпал силы для жизни. «Я попеременно поглощён двумя мыслями. Первая — это материальные трудности: как вывернуться, чтобы обеспечить себе возможность существовать; вторая — работа над колоритом. Я постоянно надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства двух влюблённых сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием заходящего солнца. Это, конечно, не иллюзорный реализм, но разве это менее реально?» Многие считали его чудаком, некоторые даже ничтожеством. Единственный человек, который всегда верил в него, был брат Тео. Винсент часто писал брату: «Мы нарисовали эти картины». И он знал, что это не просто красивые слова, это чистая правда. Тео всю жизнь содержал брата и верил, что однажды люди поймут его живопись и примут его творчество, что он сможет заработать денег своим трудом. Однако при жизни художник продал только одну картину. Винсент Ван Гог погиб рано, в возрасте 37 лет в 1890 году, до последнего полагая, что дело его жизни — живопись — так и не найдёт никогда признания. «В сущности, говорить за нас должны наши полотна. Да, дорогой мой брат, я всегда твердил тебе и теперь повторяю ещё раз, со всей серьёзностью, на какую способна упорная сосредоточенная работа мысли, — повторяю ещё раз, что никогда не буду считать тебя обычным торговцем картинами Коро. Через меня ты принимал участие в создании кое-каких полотен, которые даже в бурю сохраняют спокойствие. Мы создали их, и они существуют, а это самое главное, что я хотел тебе сказать в момент относительного кризиса, в момент, когда предельно натянуты отношения между торговцами картинами умерших художников и торговцами картинами живых художников. Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так». Винсент Ван Гог. Письмо к брату Тео, найденное в кармане художника в день смерти, 29 июля 1890 года. Юрий Башмет — первый альтист мира, впервые в истории музыки сделавший альт полноценным солирующим инструментом. Народный артист СССР и РФ, член Совета по культуре при Президенте РФ, лауреат Госпремий СССР и РФ, премии Grammy-2008, профессор Московской консерватории, художественный руководитель и дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и камерного ансамбля «Солисты Москвы». Признанный во всём мире виртуоз альта выступит на концерте одновременно в роли дирижера и солиста. Ансамбль «Солисты Москвы» впервые заявил о себе в начале 90-х годов, дебютировав с двумя концертами — в столичной консерватории и на одной из парижских площадок. Сегодня коллектив выступает в странах Европы и Азии, Северной и Латинской Америке, Австралии, Новой Зеландии. Музыкантам рукоплещут ценители музыки в самых известных концертных залах — Карнеги Холле (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), Сантори-Холл (Токио), Тиволи (Копенгаген), Музикферайн (Вена). Евгений Миронов окончил Саратовское театральное училище и Школу-студию МХАТ (курс О. Табакова). В 1990 году после окончания Школы-студии был принят в Московский Театр-студию под руководством Табакова, где играл в спектаклях: «Обыкновенная история» (Александр Адуев), «Матросская тишина» (Давид Шварц), «Звёздный час по местному времени» (Коля), «Анекдоты» (Лебезятников, Хомутов), «Ещё Ван Гог...» (Саша). Участник знаменитых театральных проектов режиссёров Штайна «Гамлет» (Гамлет) и «Орестея» (Орест), Доннеланна «Борис Годунов» (Самозванец), Фокина «Карамазовы и АД» (Иван), Някрошюса «Вишневый сад» (Лопахин). В МХТ им. Чехова сыграл Треплева («Чайка»), Джорджа Пигдена («№ 13»), Порфирия Головлёва («Господа Головлёвы»). В Московском Театре-студии п/р О. Табакова играл главную роль (Бумбараш) в легендарном спектакле Машкова «Страсти по Бумбарашу». В 2006 году создал «Театральную компанию Евгения Миронова», спродюсировал спектакль «Фигаро. События одного дня» в постановке К. Серебренникова и сыграл в нём главную роль. Один из ведущих артистов современного кинематографа. Среди экранных работ — роли в фильмах «Жена керосинщика» Кайдановского, «Любовь» Тодоровского, «Анкор, ещё Анкор!» Тодоровского, «Утомлённые солнцем» и «Утомлённые солнцем-2» Михалкова, «Мусульманин» и «Достоевский» Хотиненко, «Дневник его жены» и «Космос как предчувствие» Учителя, «В августе 44-го» Пташука, «Превращение» Фокина, «Дом дураков» Кончаловского, «Побег» Кончаловского, «На верхней Масловке» Худякова. Сыграл главные роли в телевизионных сериалах «Идиот» Бортко (Мышкин) по роману Достоевского, «В круге первом» Панфилова (Нержин) по роману Солженицына, «Апостол» Иванова, Мороза (Пётр Истомин и Павел Истомин), «Охотники за бриллиантами» Котта. С декабря 2006 года — художественный руководитель Государственного Театра Наций, где играет главные роли в спектаклях «Рассказы Шукшина», «Калигула» и «Фрекен Жюли». Трижды удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «лучшая мужская роль» — «Господа Головлёвы» (2007), «Рассказы Шукшина» (2010) и «Калигула» (2012). Лауреат театральной премии «Хрустальная Турандот» в номинации «лучшая мужская роль» за роли в спектаклях «№ 13» (2001), «Господа Головлёвы» (2006), «Рассказы Шукшина» (2009). Обладатель Международной премии Станиславского, Гран-при Женевского международного кинофестиваля, а также премий «Ника», «Кинотавр», «Кумир», «Созвездие», «Балтийская жемчужина», «Триумф», премии газеты «Аргументы и факты» — «Национальная гордость России» (2004) в номинации «За личный вклад в развитие культуры». Соучредитель Фонда поддержки деятелей искусства «Артист» (2008). Художественный руководитель Международного фестиваля-школы «Территория». Член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации.