Исполнители: Государственный симфонический оркестр Челябинской области Художественный руководитель и главный дирижёр — Алексей Рубин Солист — Александр Рамм (виолончель) В программе: Шостакович — Концерт для виолончели с оркестром № 1 Ми-бемоль мажор, соч. 107 Бетховен — Симфония № 2 Ре мажор, соч. 36 Кузьмин — Числофония «Венская премьера» Премьера первого виолончельного концерта Д. Д. Шостаковича состоялась 4 октября 1959 года. Солировал Мстислав Ростропович (ему посвящено это произведение), за дирижёрским пультом стоял Евгений Мравинский. Концерт быстро завоевал сердца публики. Для исполнителя концерт Шостаковича — это возможность показать своё мастерство, внутренний стержень, волю и артистизм. Дм. Шостакович высоко ценил Бетховена, и его сочинения нередко содержат аллюзии на музыку классика. К искусству Шостаковича применимо высказывание и о Бетховене: «весёлые темы Бетховена — ещё ужаснее: в них, кажется, кто-то хохочет с отчаяния; вы слушаете его симфонию, вы в восторге, а между тем у вас душа изныла» (князь В. Ф. Одоевский). Вторая симфония Людвига ван Бетховена была впервые исполнена 5 апреля 1803 года под управлением автора в зале Венской оперы. Сочинение посвящено князю К. Лихновскому, известному меценату и приверженцу творчества Бетховена. Во второй симфонии композитор верен традициям Гайдна и Моцарта, но мы уже слышим его тягу к монументальности и героике. Сочинение современного композитора Алана Кузьмина называется «Венская премьера» и посвящено памятному вечеру 5 апреля 1803 года, когда мир впервые услышал симфонию № 2 Бетховена. Мы будем свидетелями мировой премьеры нового сочинения, и в то же время, вступим в диалог эпох. Не случайно абонемент назван «Бетховен: переосмысление». Алан Кузьмин использовал в своём произведении композиторскую технику, основанную на числовой символике нот. В музыкальном тематизме зашифрована дата 05.04.1803, а сам жанр сочинения композитор назвал «числофония». «Венская премьера» не содержит цитат, но в ней есть следование тональному плану первой части Бетховенского сочинения. Оба сочинения объединяет общий эмоциональный тонус, которому свойственна атмосфера ликования. Приходите и присоединяйтесь к историческому моменту рождения новой музыки! «Определённо, феноменален» — The Strad Александр Рамм — один из самых одарённых и востребованных виолончелистов своего поколения. Его дебютный альбом с сюитами для виолончели соло Бенджамина Бриттена (Мелодия, 2018) собрал восторженные отзывы российской и зарубежной прессы (Der Spiegel, The Strad), принёс Александру сравнение с Мстиславом Ростроповичем (The Strad, Pizzicato. lu), а также получил награду «Выбор слушателей» Нью-Йоркского фонда Violoncello Foundation (2018). Выступления Александра регулярно транслируются на канале «Культура» и Medici. TV, запись исполнения Симфонии-концерта Сергея Прокофьева с симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Маэстро Валерия Гергиева записан и регулярно повторяется французским телеканалом Mezzo. Музыкант сотрудничал с такими дирижёрами как Владимир Спиваков, Владимир Юровский, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Михаил Юровский, Александр Сладковский, Антони Вит, Станислав Кочановский, Александр Лазарев. Виолончель Александра Рамма звучит в ведущих концертных залах мира, включая Парижскую Филармонию, Кадоган Холл в Лондоне, Концертгебау в Амстердаме, Брукнерхаус в Линце, Метрополитан и Мусашино Шимин в Токио и других концертных площадках в городах России, Литвы, Швеции, Австрии, Кореи, Финляндии, ЮАР, Японии, Франции, Болгарии, Германии и Великобритании. Музыкант принимает участие во всех значительных проектах Санкт-Петербургского Дома музыки, является постоянным участником проектов молодых артистов Московской филармонии, в том числе проекта «Звёзды XXI века» в Москве и в регионах России. Обладатель серебряной медали Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2015), победитель многих других музыкальных состязаний, включая Международный конкурс виолончелистов в Пекине и I Всероссийский музыкальный конкурс. Александр Рамм на сегодняшний день первый и единственный Россиянин, который стал лауреатом одного из самых престижных конкурсов виолончелистов Paulo Cello Competition в Хельсинки (2013). Александр Рамм родился 9 мая 1988 года во Владивостоке. Музыкальное образование получил сначала в ДМШ им. Глиэра в Калининграде (класс Светланы Ивановой), затем в Московском государственном училище музыкального исполнительства им. Ф. Шопена (класс Марии Журавлёвой). В 2012 году Александр закончил Московскую государственную Консерваторию им. П. И. Чайковского, где позже обучался в аспирантуре (класс народной артистки СССР профессора Наталии Шаховской). Он совершенствовал своё мастерство в Берлинской высшей школе музыки имени Эйслера под руководством Франса Хельмерсона. Благодаря меценатам, почитателям классической музыки — семье Шреве (Амстердам) и Елене Лукьяновой (Москва), с 2011 года Александр Рамм является обладателем виолончели кремонского мастера Габриеля Джебрана Якуба. Государственный симфонический оркестр Челябинской области образован в 2019 году по решению Губернатора Челябинской области. Его создание стало проектом года по версии национальной газеты «Музыкальное обозрение». Оркестру подвластны музыкальные наречия барокко, венских классиков, композиторов-романтиков, представителей русской симфонической школы. Музыканты владеют стилистикой основных музыкальных направлений XX–XXI веков от авангарда до джаза и минимализма, умеют и любят экспериментировать. Оркестр принимает участие в международных музыкальных проектах, выступает с ведущими солистами — такими как Денис Мацуев (фортепиано), Хибла Герзмава (вокал), Юлиан Рахлин (скрипка), Дмитрий Шишкин (фортепиано), Граф Муржа (скрипка). В музыкально-литературных проектах оркестр работал с легендарными артистами российского театра и кино — Сергеем Гармашом, Алёной Бабенко, Евгением Мироновым, Ольгой Будиной, Евгением Князевым, Даниилом Спиваковским и Нонной Гришаевой. Благодаря культуре звука, виртуозной слаженности, богатству музыкальной палитры Государственный симфонический оркестр Челябинской области всегда остаётся в центре культурной жизни региона, принимает участие в значительных музыкальных событиях, фестивалях, имеет несколько собственных концертных абонементов. Художественный руководитель и главный дирижёр — Алексей Рубин Алексей Рубин родился в 1987 году в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по двум специальностям — хорового дирижирования (класс профессора В. И. Нестерова, 2010) и симфонического дирижирования (класс профессора Ю. И. Симонова, 2015). Принимал участие в мастер-классах Юрия Симонова, Риккардо Мути, Василия Синайского, Юрия Темирканова, Виктора Ямпольского, Бруно Вайля. Лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижёров симфонических оркестров имени И. А. Мусина в Костроме (2013) и II Всероссийского музыкального конкурса в Москве. В августе 2024 назначен главным дирижёром и художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Челябинской области. С сентября 2022 года дирижёр государственного симфонического оркестра «Новая Россия». С 2018 года работает с Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром. C 2015 по 2022 год ассистент дирижёра Академического симфонического оркестра Московской филармонии. В 2023 году был награждён почётной грамотой президента РФ за большой вклад в организацию и проведение мероприятий, посвящённых значимым событиям российской культуры. Также 2023 году Алексей Рубин вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром им. Светланова аккомпанировал пианистам в финале XVII международного конкурса им. П. И. Чайковского. Дирижёр регулярно выступает с ведущими российскими оркестрами и солистами, ведёт активную концертную и гастрольную деятельность. В 2014 году он дирижировал на благотворительном концерте в пользу детей с онкологическими заболеваниями в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Ассистировал Валерию Гергиеву, Юрию Башмету, Михаилу Юровскому, Даниэле Гатти и Шарлю Дютуа.