Экспозиция составлена из фондов Художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева (МУ Козьмодемьянский культурно-истоический музейный комплекс, г. Козьмодемьянск).
Название выставки заявляет о неповторимой уникальности графического искусства, которое в силу малых форматов, скромной монохромности, зачастую не получает должного внимания публики.
Открывают экспозицию рисунки и эскизы мастеров русской реалистической школы Николая Кошелева, Василия Сурикова, Сергея Коровина. Они наглядно подтверждают, что рисунок (набросок, эскиз) всякий раз является первичным и необходимым этапом работы над любым художественным произведением. Их дополняют натурные штудии обнаженной натуры и прочие рисунки («Пейзаж. Химки», «В комнате вечером») Сергея Лобанова и уютная пленэрная зарисовка Максима Мартынова («Скамейка»). Привлекает внимание серия портретов Николая Вышеславцева, в которых всякий раз узнается его уникальная, деликатная и фотографичная манера. Ефрем Давидович представлен ранней графической работой 1919, где виртуозная отточенность и избирательность линии тяготеет к эстетике модерна. Этот яркий стиль – модерн – представлен на выставке виртуозными работами Филиппа Малявина, Елены Шестопаловой, Михаила Маторина.
Многие мастера увлеченно работают в книжно-журнальной иллюстрации; другие с интересом обращаются к ориентализму (культуре Азии и Востока). Особое место в искусстве первых десятилетий XX века занимает ранний русский авангард. Его сложность и неоднозначность демонстрируют тяготеющие к кубизму, абстракции, экспрессии, наивному искусству футуристические рисунки энергичных художников-экспериментаторов.