«Кащей Бессмертный» занимает особое место в ряду других опер Римского-Корсакова. В ней композитор далеко выходит за пределы очерченного им самим художественного мира. Светлое начало жизни, которое он утверждал своим творчеством, здесь уступает однотонному, «темному» колориту, связанному с воплощением сил зла. Холодные тембры низких деревянных духовых, «колючие» звучания засурдиненной меди и струнных, крайне обостренная, «пряная», изобилующая диссонантными сочетаниями гармония, основанная на системе сложных ладов, определяют общий сумрачно-зловещий характер произведения.
«Кащей» – единственная опера Римского-Корсакова, где «зло» занимает центральное место, а «добро» либо страдает, либо поддается чарам «зла», и только в самом конце действия справедливость восстанавливается «искуплением» – обращением прозревшей, испытавшей сострадание Кащеевны в иву, и концом Кащеева царства.
Это единственная опера композитора, в которой образы природы враждебны «добрым» героям: зловещая метель в первой картине, дурманящие цветы во второй. Да и сами природные образы здесь не живописны, как обычно, а условно-фантастичны или символичны. Характеристикой миров зла в «Кащее» становится не образ природы как космоса, а образ природной стихии как хаоса.
Более подробно об опере расскажет педагог теоретических дисциплин Кудинова Елена Валериевна.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Белгороде в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.