«Леди Макбет Мценского уезда» — одна из самых знаковых русских опер XX века, Дмитрий Шостакович назвал свое произведение «трагической сатирой». Остросюжетная новелла, антропологическое исследование и бытовая повесть, опера, сочетающая в себе яркую и захватывающую музыку с насилием и страстью— стала мгновенным хитом. Ставка в опере — любовь, первобытная и всепоглощающая для русской леди Макбет, купеческой жены Катерины Львовны. Сюжет кажется совершенно не юмористическим, но Шостакович написал довольно-таки удивительное произведение, которое музыкально можно счесть зловещим сарказмом. Зрители увидят драму женской души. Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» непростой. Его сложный симфонический и полифонический язык делает его настоящим вызовом как для восприятия, так и для исполнения. Это произведение должно было найти свое место на сцене Астраханского театра оперы и балета. «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета» — так начинает Лесков повесть о купеческой жене Катерине Львовне Измайловой. Скучающая молодая купчиха, чья буйная натура не находит себе применения в тихих пустых комнатах купеческого дома, заводит роман со смазливым приказчиком Сергеем и ради этой любви с удивительным хладнокровием совершает ужасные преступления. После одной из первых постановок кто-то из зрителей заметил, что оперу следовало бы назвать не «Леди Макбет...», а «Джульетта...» или «Дездемона Мценского уезда», — с этим согласился композитор, который по совету Немировича-Данченко дал опере новое название — «Катерина Измайлова». Демоническая женщина с кровью на руках превратилась в жертву страсти. Команда постановщиков обратилась к одной из первых редакций этого произведения, рассматривая ее как первоисточник — разрушительной, но в то же время прекрасной, наполненной посланиями, которые остаются со слушателем еще долго после того, как опускается занавес. Художники-постановщики смогли верно передать нарастающее напряжение этой истории. Зло, как двигатель сюжета, становится источником размышлений для каждого. Сценография и костюмы, предложенные художниками, точно отражают атмосферу спектакля.